Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Возможно ли показать в отчетности автономного учреждения незакрытый аванс на капремонт на 01.01.2024?

Возможно ли показать в отчетности автономного учреждения незакрытый аванс на капремонт на 01.01.2024?

ГРБС (главный распорядитель бюджетных средств) перечисляет целевую субсидию автономному учреждению на капитальный ремонт. Соглашение заключено на 3 года (2023-2025 гг.). Отчет предоставляется ежеквартально. Учреждение заключило контракт с исполнителем капитального ремонта на 2 года. В 2023 году подрядчику был перечислен аванс. Учредитель закрывает в бюджетном учете расчеты по субсидии по кассовому перечислению. Может ли учредитель закрыть в 2023 году расчеты по субсидии на иные цели по факту кассового перечисления такой субсидии автономному учреждению? Возможно ли показать в отчетности автономного учреждения незакрытый аванс на капремонт на 01.01.2024?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
До выполнения автономным учреждением, получившим субсидию, условий, установленных при ее предоставлении, согласно которым предоставленные средства субсидии должны быть использованы ее получателем по целевому назначению, включая достижение установленных результатов, расчеты учитываются учредителем на счете 206 41 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям". Закрытие расчетов по субсидии на иные цели возможно только на основании информации о достижении целевых показателей ее предоставления.
На конец 2023 года в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности автономного учреждения подлежит отражению показатель доходов будущих периодов на счете 5 401 40 152, а также показатель дебиторской задолженности на счете 5 206 26 00Х по выданному авансу. При этом в бюджетном учете и бюджетной отчетности учредителя на конец года должен отразиться остаток по счету 1 206 41 000 в объеме предоставленной субсидии на иные цели.

Обоснование вывода:
Субсидии на иные цели предоставляются автономным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ на основании соглашений о предоставлении субсидии, заключаемых с органами-учредителями (п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Расходы на предоставление субсидии автономным учреждениям на иные цели на капитальный ремонт отражаются по элементу вида расходов 622 "Субсидии автономным учреждениям на иные цели" в увязке с подстатьей 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ.
До выполнения учреждением, получившим субсидию, условий, установленных при ее предоставлении, согласно которым предоставленные средства субсидии должны быть использованы ее получателем по целевому назначению, включая достижение установленных результатов, расчеты учитываются учредителем на счете 206 41 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям" (п. 80 Инструкции N 162н).
Зачет дебиторской задолженности по целевой субсидии осуществляется по выполнению условий при передаче активов (п. 80 Инструкции N 162н). Специалисты финансового ведомства России в системном письме от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 разъясняют, что признание учредителем расходов текущего финансового года по операциям от предоставления субсидии на иные цели осуществляется по методу начисления. Признание расходов по методу начисления текущего финансового года по операциям от предоставления субсидии на иные цели осуществляется на основании (письма Минфина России от 26.02.2020 N 02-06-10/13507, от 04.02.2020 N 02-06-07/6939) Отчета о выполнении условий Соглашения, Извещения (ф. 0504805) и/или иного документа, предусмотренного Соглашением для целей отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете результатов использования целевой субсидии.
То есть закрытие расчетов по целевой субсидии возможно только по завершению автономным учреждением капитального ремонта здания, то есть по факту исполнения контракта.
Анализ писем Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939, от 06.02.2020 N 02-07-07/7802 позволяет сделать вывод, что при завершении текущего финансового года в учете учредителя/учреждения признаются расходы/доходы текущего года в сумме принятых учреждением денежных обязательств по расходам за счет целевой субсидии без учета перечисленных авансов.
В целях выполнения условий предоставления целевой субсидии учреждением в течение финансового года принимаются денежные обязательства, которые служат для достижения установленных результатов. При этом следует отметить, что принятие денежных обязательств происходит не только по факту поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, но и при осуществлении учреждением авансовых платежей. Вместе с тем расходы учреждения на авансирование не могут быть признаны в составе расходов, в результате которых достигнуты установленные соглашением цели предоставления субсидии до момента выполнения контрагентом своих обязательств.
Учет расчетов по доходам в виде субсидий на иные цели текущего характера ведется автономными учреждениями на счете 5 205 52 000 "Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления" (п. 96 Инструкции N 183н). На основании заключенного Соглашения в учете учреждения подлежат отражению ожидаемые доходы на счете 5 401 40 152 "Доходы будущих периодов" (п. 96 Инструкции N 183н, п. 30 Стандарта "Доходы", п. 3.2 раздела I, п. 3.2 раздела II Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939).
Доходы текущего периода (счет 401 10 "Доходы текущего финансового года") в виде предоставленной целевой субсидии признаются по методу начисления в соответствии с информацией о достижении целевых показателей (пп. 178, 186 Инструкции N 183н).
В рассматриваемой ситуации автономным учреждением произведен расход целевых средств в целях авансирования контракта на капитальный ремонт, т.е. у учреждения на конец отчетного периода сформирована дебиторская задолженность на соответствующих счетах аналитического учета счета 5 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам". Вместе с тем необходимо отметить, что наличие остатка на счете 206 00 означает, что в учреждении ожидается выполнение контрагентом предусмотренных в договоре (контракте, соглашении) обязательств, в частности, ожидается оказание услуг в счет перечисленного ранее аванса. При этом окончание действия договора является основанием для перевода дебиторской задолженности со счета 0 206 00 на счет 0 209 30 (п. 220 Инструкции N 157н, п. 112 Инструкции N 183н). Так как учреждением заключен контракт на 2 года, то есть договор является действующим, и ожидается выполнение работ по капитальному ремонту контрагентом, основания для переноса дебиторской задолженности по счету 206 00 отсутствуют. Возможность отражения дебиторской задолженности по ранее выданным авансам на конец отчетного периода, в том числе по КФО 5, предусмотрена порядком заполнения Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (п. 18, 69 Инструкции N 33н). Кроме того, Контрольными соотношениями к годовой бухгалтерской отчетности также не предусмотрено запрета на наличие дебетового остатка по счету 5 206 00 на конец отчетного периода.
Также в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности автономного учреждения будет отражен остаток по состоянию на 01.01.2024 по кредиту счета 5 401 40 152 на конец отчетного периода.
Показатели отчетности учредителя и бюджетных (автономных) учреждений в части признания расходов (доходов) текущего года от предоставления субсидий на иные цели должны быть сопоставимы. При сверке показателей годовой отчетности у учреждения и учредителя будет соблюдаться следующее соотношение: у автономного учреждения будет остаток на счете 5 401 40 152, который будет равен остатку у учредителя по данной субсидии на счете 1 206 41 002. Данное соответствие предусмотрено Контрольными соотношениями к годовой бухгалтерской отчетности.
Таким образом, в бюджетном/бухгалтерском учете могут быть отражены следующие корреспонденции счетов в рассматриваемой ситуации:
1. В бюджетном учете учредителя:
1.1 Дебет КРБ 1 206 41 562 Кредит КРБ 1 304 05 241
- субсидия на иные цели на проведение капитального ремонта перечислена подведомственному учреждению.
2. В бухгалтерском учете автономного учреждения:
2.1 Дебет 5 205 52 561 Кредит 5 401 40 152
- отражено признание ожидаемых доходов в размере, предусмотренном соглашением;
2.2 Дебет 5 201 11 510 (5 201 21 510) Кредит 5 205 52 661
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 150, КОСГУ 152)
- средства субсидии поступили на лицевой (банковский) счет учреждения;
2.3 Дебет 5 206 26 66Х Кредит 5 201 11 610 (5 201 21 610)
- перечислен аванс подрядчику.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Ответ прошел контроль качества

31 октября 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.