Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какой КОСГУ применить при оплате комплексного договора на ландшафтный дизайн и озеленение?

Какой КОСГУ применить при оплате комплексного договора на ландшафтный дизайн и озеленение?

В рамках комплексного договора на ландшафтный дизайн и озеленение выполнены разные виды работ, такие как:
- приобретение и высадка однолетних растений;
- приобретение и высадка многолетних деревьев (туя);
- внесение удобрений, прополка, рыхление, выкашивание газонов газонокосилкой, полив.
По результату выполненных работ предоставлены формы КС-2, КС-3 на общую стоимость договора.
На основании каких документов нужно принять вышеперечисленные работы? На какие КОСГУ отнести расходы? Кто должен определить стоимость по видам работ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы по комплексному договору на выполнение работ по ландшафтному дизайну и озеленению, исполнение которого оформляется единым актом выполненных работ, могут быть отражены по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. 

Обоснование вывода:

Согласно ст. 421 ГК РФ учреждение может заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договоров поставки, изготовления, возмездного оказания услуг, подряда и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами, т.е. смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации учреждением заключен комплексный договор на выполнение работ по ландшафтному дизайну и озеленению иждивением подрядчика (его силами и средствами). Таким образом, в данной ситуации работы (услуги) по заключенному договору могут быть отнесены к работам (услугам) по благоустройству территории учреждения. В свою очередь, под "благоустройством территории" понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, направленная на обеспечение и повышение комфортности, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния, по содержанию в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п. 36 ст. 1 ГК РФ).

При выборе статей КОСГУ учреждения бюджетной сферы руководствуются Порядком N 209н. При этом порядок применения той или иной статьи (подстатьи) КОСГУ зависит не только от формулировки предмета контракта, но и от порядка документального оформления результатов исполнения контрагентом своих обязательств. Характер договора должен подтверждаться порядком документального оформления результатов исполнения обязательств. Так, приемка результатов работ или оказания услуг, как правило, оформляется актом, а поставка материальных ценностей - товарной накладной.

В рассматриваемом случае по итогам исполнения обязательств оформляется один документ - акт выполненных работ ф. КС-2, подтверждающий приемку всего комплекса работ, предусмотренных договором, соответственно, основания для распределения расходов между отдельными статьями (подстатьями) КОСГУ отсутствуют.

Таком образом, учитывая, что учреждением заключен комплексный договор на выполнение работ (оказание услуг) и приемка результатов работ оформляется единым документом, расходы в рамках такого договора подлежат отражению по подстатье 226 КОСГУ (смотрите также письмо Минфина России от 11.07.2014 N 02-05-10/34079).

В то же время осуществление оплаты комплексного договора по подстатье 226 КОСГУ не служит препятствием для формирования в целях бухгалтерского учета стоимости нефинансовых активов учреждения. Кроме того, если в рамках работ по благоустройству, оплаченных по подстатье 226 КОСГУ, будут созданы объекты, соответствующие критериям признания объектов основных средств, комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов может быть принято решение об учете их в качестве отдельных инвентарных объектов в составе нефинансовых активов (смотрите также письмо Минфина России от 11 октября 2019 г. N 02-07-10/78244).

В заключение отметим, что многолетние насаждения, приобретаемые в целях озеленения, в качестве биологических активов не учитываются (подп. г п. 4 раздела 1 Стандарта "Биологические активы"). В то же время, в случае если профильной комиссией учреждения будет принято соответствующее решение об их учете в составе НФА, они могут быть учтены в составе биологических ресурсов на одноименном счете 101 07. Если профильной комиссией будет принято решение о том, что выполненные работы по благоустройству не привели к образованию каких-либо объектов нефинансовых активов, стоимость этих работ в полном объеме относится к расходам (затратам) текущего финансового года, полагаем целесообразным внести сведения о произведенных работах в Инвентарную карточку ф. 0509215 (ф. 0504031), которая ведется по соответствующему земельному участку и (или) по объекту недвижимости, находящемуся на соответствующем земельном участке. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена 

26 октября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.