Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какими проводками вернуть денежные средства в бюджет, если сумма была уплачена в прошлом году, но в текущем году возвращена в связи с указанием неверных реквизитов в документах по перечислению?

Какими проводками вернуть денежные средства в бюджет, если сумма была уплачена в прошлом году, но в текущем году возвращена в связи с указанием неверных реквизитов в документах по перечислению?

В казенном учреждении в 2022 году были выплачены пособия социального характера за счет средств субвенции. Из-за некорректных реквизитов денежные средства в январе 2023 года вернулись на лицевой счет учреждения (получатель бюджетных средств не является администратором доходов). Средства субвенции в таком случае подлежат возврату. Кредиторская задолженность будет погашена за счет лимитов бюджетных обязательств текущего года. С применением каких проводок отразить возврат денежных средств в бюджет района (главного распорядителя бюджетных средств)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бухгалтерские записи для отражения ситуации по возврату средств на лицевой счет учреждения в связи с неверным указанием реквизитов в Инструкции N 162н отсутствуют.

Поступление денежных средств на лицевой счет получателя бюджетных средств в текущем году в связи с неверным указанием реквизитов в прошлом году можно отразить по дебету счета 304 05 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом" и кредиту счета 0 302 60 "Расчеты по социальному обеспечению".

Вместе с тем не исключаем вариант, при котором учреждением будет принято решение о восстановление кредиторской задолженности по уплате социального пособия операциями по исправлению ошибок прошлых лет. Восстановленная кредиторская задолженность будет отражена на начало отчетного периода на счете 209 36 "Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет".

Независимо от причины возврата бюджетных средств, перечисленных учреждением - получателем бюджетных средств контрагенту в прошлом году, поступившие суммы следует рассматривать в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет и перечислить в доход бюджета в установленный для этого срок.

Выбранный вариант отражения операций в данной ситуации следует утвердить в учетной политике и согласовать в соответствии с п. 2 Инструкции N 162н. 

Обоснование вывода:

В рассматриваемой ситуации в текущем финансовом году денежные средства зачислены на лицевой счет казенного учреждения в связи с неверным указанием в документах прошлого года реквизитов получателя. То есть в текущем году произошло восстановление выплат прошлого финансового года. В результате зачисления средств у учреждения образуется кредиторская задолженность по уплате средств получателю пособия социального характера.

Вместе с тем поступивший возврат в целях бюджетного учета и формирования отчетности следует рассматривать как поступление от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. При этом у казенного учреждения возникает обязанность осуществить возврат в доход соответствующего бюджета средств, поступивших как восстановление расходов прошлого отчетного периода, независимо от причины возврата (ст. 242 БК РФ, письмо Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4131).

Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет отражаются по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" и относятся на подстатью 136 "Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет" КОСГУ (п. 12.1.3 Порядка N 82н, п. 9.3.6 Порядка N 209н)

Для отражения поступления на лицевой счет получателя бюджетных средств возможно применение только бюджетной классификации расходов. Операции по поступлению, выбытию денежных средств с лицевых счетов казенного учреждения оформляются на основании документов, прилагаемых к выписке (п. 111 Инструкции N 162н).

В то же время бухгалтерские записи для отражения ситуации по возврату средств на лицевой счет учреждения в связи с неверным указанием реквизитов в документах об оплате в Инструкции N 162н отсутствуют, корреспонденцию счетов для отражения рассматриваемой ситуации казенному учреждению следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции N 162н.

Согласно п. 10.6 Порядка N 209н пособия по социальному обеспечению отражаются по подстатьям статьи 260 "Социальное обеспечение" КОСГУ. Учет расчетов по принятым обязательствам ведется на счетах аналитического учета счета 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам", в частности, с применением счета 302 60 "Расчеты по социальному обеспечению".

Таким образом, поступление средств на лицевой счет получателя бюджетных средств может быть отражено по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 304 05 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 302 60.

Для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим полномочия по администрированию кассовых поступлений, и казенным учреждением, которому поступили средства, могут применяться счета 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджеты" и 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" (пп. 260, 261, 262, 276 Инструкции N 157н). В адрес администратора кассовых поступлений казенным учреждением направляется Извещение (ф. 0504805) с информацией о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах.

Перечисление в бюджет средств, поступивших на лицевой счет учреждения, открытый в финансовом органе (в органе казначейства), когда учреждение является получателем бюджетных средств, но за ним не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, отражается по дебету счета 0 303 05 831 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом" (п. 111 Инструкции N 162н).

Следует отметить, что в связи с возникновением кредиторской задолженности учреждение осуществляет перечисление суммы пособия в целях погашения задолженности за счет лимитов текущего финансового периода. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (п. 5 ст. 161, ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется также в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 5 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с действующим бюджетным законодательством получатель бюджетных средств имеет право направить на погашение задолженности по обязательствам прошлых лет часть объемов текущего финансирования в пределах утвержденных на соответствующий год лимитов бюджетных обязательств (письма Минфина России от 20.12.2000 N 03-01-12/18-494, от 17.07.2001 N 3-01-12/12-252).

Как правило, механизм погашения получателями бюджетных средств кредиторской задолженности прошлых лет устанавливается на уровне конкретного публично-правового образования. Так, в целях погашения кредиторской задолженности, образовавшейся у получателей средств федерального бюджета, предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований (п. 4 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496).

Обратите внимание, что погашение задолженности прошлого года за счет лимитов текущего года без согласования с главным распорядителем бюджетных средств и иными уполномоченными органами может рассматриваться в качестве достаточного основания для квалификации данных операций в качестве нецелевого использования бюджетных средств. В целях избежания возможных претензий со стороны контролирующих органов можно согласовать с учредителем погашение такой задолженности за счет лимитов текущего финансового периода.

Следует отметить, что до оплаты денежных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством учреждением должны быть приняты соответствующие бюджетные обязательства.

Таким образом, в целях бюджетного учета рассматриваемую ситуацию в текущем финансовом году можно отразить следующим образом:

1. Дебет КРБ 1 304 05 26Х Кредит КРБ 1 302 60 737

- поступление на лицевой счет получателя бюджетных средств денежных средств на восстановление ранее произведенных расходов по уплате сумм пособий в связи с неверным указанием реквизитов в платежном поручении прошлого года;

2. Дебет КДБ 1 304 04 136 Кредит КДБ 1 303 05 731

- на основании Извещения (ф. 0504805) в учете казенного учреждения отражена передача администрации информации о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах;

3. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КРБ 1 304 05 26Х

- отражено перечисление с лицевого счета получателя бюджетных средств дебиторской задолженности по расходам прошлых лет в доход бюджета;

4. Дебет КРБ 1 501 13 000 Кредит КРБ 1 502 11 26Х

- принято бюджетное обязательство на сумму образовавшейся кредиторской задолженности по выплате социального пособия;

5. Дебет КРБ 1 502 11 26Х Кредит КРБ 1 502 12 26Х

- принято денежное обязательство на сумму образовавшейся кредиторской задолженности по выплате социального пособия;

6. Дебет КРБ 1 302 60 737 Кредит КРБ 1 304 05 26Х

- произведена оплата обязательства учреждения за счет лимитов, предусмотренных на текущий финансовый год.

Вместе с тем не исключаем вариант, при котором учреждением будет принято решение о восстановление кредиторской задолженности по уплате социального пособия операциями по исправлению ошибок прошлых лет. Восстановленная кредиторская задолженность будет отражена на начало отчетного периода на счете 209 36 "Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет". Перечисление данных средств в доход бюджета отражается в порядке, предусмотренном Инструкцией N 162н.

В подобной ситуации для восстановления в учете показателей дебиторской и кредиторской задолженности в качестве операций по исправлению ошибок прошлых лет может быть использована следующая схема корреспонденций счетов:

1. Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 302 60 737,

Дебет КРБ 1 304 05 26Х Кредит КРБ 1 304 86 731

- отражено восстановление в учете кредиторской задолженности перед контрагентом в результате перечисления средств с указанием некорректных реквизитов;

2. Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 209 34 667 "Красное сторно",

Дебет КРБ 1 304 05 26Х Кредит КРБ 1 304 86 731 "Красное сторно"

- отражено восстановление в учете дебиторской задолженности в размере средств, подлежащих возврату;

3. Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 209 36 66Х,

Кредит КДБ 1 209 34 56Х Кредит 1 304 86 731

- отражен перенос дебиторской задолженности в состав дебиторской задолженности прошлых лет;

4. Дебет КРБ 1 304 05 26Х Кредит КДБ 1 209 36 667

- отражен возврат средств пособия на лицевой счет получателя бюджетных средств;

5. Дебет КДБ 1 304 04 136 Кредит КДБ 1 303 05 731

- на основании Извещения (ф. 0504805) в учете казенного учреждения отражена передача администрации информации о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах;

6. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КРБ 1 304 05 26Х

- отражено перечисление с лицевого счета получателя бюджетных средств дебиторской задолженности по расходам прошлых лет в доход бюджета.

Выбранный вариант отражения операций следует утвердить в учетной политике и согласовать в соответствии с п. 2 Инструкции N 162н. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Погашение казенным учреждением кредиторской задолженности по обязательствам прошлых лет (январь 2023 г.);
  • Энциклопедия решений. Учет операций по возврату дебиторской задолженности казенному учреждению (органу власти, местного самоуправления) (январь 2023 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда 

Ответ прошел контроль качества 

17 октября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.