Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как отразить в учете дрова, полученные в результате благоустройства территории, и передачу их семьям мобилизованных граждан?

Как отразить в учете дрова, полученные в результате благоустройства территории, и передачу их семьям мобилизованных граждан?

Бюджетное учреждение работает по муниципальной программе по благоустройству территории, в том числе занимается уборкой опасных деревьев на территории города. Убранные деревья пилятся на дрова силами учреждения и развозятся семьям мобилизованных в качестве бесплатной помощи.
Какими документами оформить данные действия, чтобы в дальнейшем получить возмещение? Какими проводками оформить указанные операции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В случае возможности компенсации расходов учреждения перечень необходимых документов должен быть утвержден соответствующим нормативным актом муниципального образования, на базе которого создано учреждение.

Учреждение по согласованию с финансовым органом должно принять решение об использовании счета 0 401 10 199 или 0 401 10 172 для отражения операций по оприходованию объектов. При безвозмездной передаче физическим лицам материальных запасов по согласованию с финансовым органом или учредителем возможно применение счета 0 401 20 296 с указанием в 15-17 разрядах номера счета КВР 809 "Иные безвозмездные неденежные передачи". 

Обоснование вывода:

В первую очередь отметим, что на федеральном уровне нет нормативного документа, который обязывает бюджеты компенсировать расходы учреждений по обеспечению твердым топливом (дровами) семей мобилизованных граждан. В то же время такой документ может быть утвержден на уровне конкретного муниципального образования*(1). Следовательно, конкретный перечень необходимых документов в случае возможности компенсации таких расходов должен быть утвержден соответствующим нормативным документом муниципального образования, на базе которого создано учреждение.

В соответствии с п. 34 Инструкции N 174н порядок отражения в учете операций по оприходованию материальных запасов зависит от обстоятельств, при которых они получены. Так, принятие к учету остающихся в распоряжении бюджетного учреждения материальных запасов, полученных от ликвидации (разборки, утилизации) объектов основных средств, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами". При этом принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов (в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, иных материалов (возвратных материалов)), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе работ по демонтажу экспериментальных устройств, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счета 0 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления".

В силу п. 9.7.2 Порядка N 209н на подстатью 172 "Доходы от выбытия активов" КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат от реализации активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, иных операций). В свою очередь, на подстатью 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления" КОСГУ относятся прочие неденежные безвозмездные поступления, не отнесенные на подстатьи КОСГУ 191-198, в том числе поступление выморочного имущества, конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (п. 9.9.9 Порядка N 209н).

В рассматриваемой ситуации принятие к учету матзапасов не связано с ликвидацией объектов основных средств, следовательно, такие операции вполне обоснованно могут отражаться с использованием подстатьи 199 КОСГУ. В то же время, учитывая неурегулированность указанной ситуации, мы не исключаем возможности применения подстатьи 172 КОСГУ. Это означает, что учреждение по согласованию с финансовым органом должно принять решение об использовании счета 0 401 10 199 или 0 401 10 172. Указанное решение следует закрепить в учетной политике учреждения.

Первоначальной стоимостью материальных запасов, принятых к учету в результате необменной операции, является их справедливая стоимость, определяемая методом рыночных цен (п. 22 Стандарта "Запасы", п. 106 Инструкции N 157н). Данная стоимость определяется на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 23 Стандарта "Запасы"). Порядок определения стоимости установлен п. 25 Инструкции N 157н. Такая стоимость определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества на аналогичный или схожий вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.

Операции по оприходованию материальных запасов могут быть отражены на основании Решения о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441) утвержденного Приказом N 61н. Также может быть использована форма Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), утвержденного Приказом N 52н, в случае, если учреждение не перешло на ЭДО.

Отражение в учете операций по передаче материальных запасов физическим лицам Инструкцией N 174н не регламентировано. Поэтому операция подлежит согласованию в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н.

Таблицей соответствия КВР и КОСГУ, применяемой в 2023 году в целях бухгалтерского (бюджетного) учета при безвозмездных неденежных передачах (информация Минфина России от 10.10.2023), предусмотрена увязка КВР 809 с КОСГУ 296 "Иные выплаты текущего характера физическим лицам" (п. 53.8.1 Порядка N 82н, п. 10.9.6 Порядка N 209). Учитывая, что речь идет о материальных запасах, при безвозмездных передачах физическим лицам по согласованию с финорганом или учредителем возможно применение счета 0 401 20 296 с указанием в 15-17 разрядах номера счета КВР 809 "Иные безвозмездные неденежные передачи".

Отметим, что какого-либо специального документа, которым оформляется передача материальных запасов физическим лицам, Приказ N 61н и Приказ N 52н не содержат. В качестве такого документа может выступать накладная или акт приема-передачи, оформленный учреждением по самостоятельно разработанной форме с указанием всех необходимых реквизитов, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Таким образом, в учете учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

1. Дебет 2 105 36 346 Кредит 2 401 10 199 (172)

- отражено оприходование дров;

2. Дебет 2 401 20 296 Кредит 2 105 36 446

- отражена передача дров физическим лицам. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман 

Ответ прошел контроль качества 

17 октября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Смотрите, в частности:

  • постановление Администрации Мошенского муниципального района Новгородской области от 13 июня 2023 г. N 403 "Об утверждении Порядка предоставления в 2023 году субсидии на возмещение затрат на обеспечение твердым топливом (дровами) семей граждан, призванных на военную службу по мобилизации, граждан, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, военнослужащих Росгвардии, граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы, сотрудников, находящихся в служебной командировке в зоне действия специальной военной операции, проживающих в жилых помещениях с печным отоплением на территории Мошенского муниципального района";
  • постановление Администрации Пестовского муниципального района Новгородской области от 4 августа 2023 г. N 997 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат на организацию обеспечения твердым топливом (дровами колотыми) семей граждан, призванных на военную службу по мобилизации, граждан, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, военнослужащих Росгвардии, граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы, сотрудников, находящихся в служебной командировке в зоне действия специальной военной операции, проживающих в жилых помещениях с печным отоплением на территории Пестовского муниципального района".