Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какими проводками и документами оформить списание имущества, изъятого по уголовному делу в качестве вещественных доказательств?

Какими проводками и документами оформить списание имущества, изъятого по уголовному делу в качестве вещественных доказательств?

Правоохранительные органы изъяли со склада бюджетного учреждения перчатки для проведения экспертизы с оформлением протокола изъятия. В настоящий момент заключение от правоохранительных органов не получено, перчатки не возвращены. Какими проводками и документами оформить ситуацию? Как списать данные перчатки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Передача перчаток должностному лицу правоохранительных органов, осуществившему их изъятие, может отражаться операциями по внутреннему перемещению по дебету и кредиту счета 105 00 "Материальные запасы" с одновременным отражением информации в регистрах аналитического учета. Особенности аналитического учета имущества в разрезе ответственных лиц необходимо определить в рамках учетной политики учреждения. Основанием для отражения операций может служить Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или (ф. 0510450).

На основании соответствующего документа, полученного от правоохранительных органов, например, принятого уполномоченными органами решения о конфискации перчаток, профильной комиссией учреждения может быть вынесено решение о списании перчаток вследствие выбытия объектов помимо воли бюджетного учреждения с оформлением Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230) и (ф. 0510460). Операция отражается по дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".

Формы применяемых первичных учетных документов, порядок их заполнения для отражения такой операции, связанной с оперативно-разыскными мероприятиями, должен быть закреплен локальным актом бюджетного учреждения. 

Обоснование вывода:

Порядок отражения в учете факта изъятия соответствующим органом имущества, закрепленного на праве оперативного управления за организацией бюджетной сферы, а также его списания положениями действующего законодательства в части ведения бухгалтерского учета прямо не установлен. Поэтому любой из вариантов учета должен быть согласован с учредителем и закреплен в учетной политике учреждения.

Содержание оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД), осуществляемой на территории РФ, и система гарантий законности при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ) определяется Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ).

Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 144-ФЗ органы, осуществляющие ОРД, имеют право производить при их проведении изъятие документов и предметов. При этом в случае изъятия предметов при проведении гласных ОРМ должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ.

В связи с тем, что при изъятии правоохранительными органами перчаток право собственности на них к органам, осуществляющим ОРД, не переходит, данные материальные запасы не списываются учреждением с балансового учета. До окончания следственных мероприятий у учреждения - балансодержателя имущества нет достаточных оснований для списания его с баланса - факт изъятия перчаток в качестве вещественного доказательства может быть отражен в бухгалтерском учете учреждения в качестве операции по внутреннему перемещению с одновременным отражением информации в регистрах аналитического учета.

В соответствии с п. 119 Инструкции N 157н аналитический учет материальных запасов ведется:

  • по их группам (видам), наименованиям, сортам (возрастным группам) и количеству,
  • в разрезе ответственных лиц,
  • местонахождений объектов (адресов, мест хранения),
  • правовых оснований поступления с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями (при необходимости).

В целях применения Инструкции N 157н понятие "ответственное лицо" не определено. Вместе с тем оно определено положениями Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н: это лицо, ответственное за использование имущества по его назначению и (или) за сохранность имущества, в том числе с полной материальной ответственностью. Лицо, указанное в качестве ответственного, обязано предоставить имущество для подтверждения его фактического наличия в ходе инвентаризации, а также проставить свою подпись в Инвентаризационной описи (ф. 0504087). Возложить такую обязанность на сотрудника иной организации учреждение не вправе.

В то же время это не может служить препятствием для учета объектов нефинансовых активов на балансе в составе материальных запасов. Дело в том, что в ряде случаев выбытие объектов имущества в связи с их передачей на сторону отражается в качестве внутреннего перемещения по балансовому счету (п. 116 Инструкции N 157н, п. 24 Стандарта "Аренда", письмо Минфина России от 21.12.2016 N 02-07-10/76925).

Отражение в учете операции по внутреннему перемещению по общему правилу отражается сменой местонахождения объекта с указанием правового основания его передачи (например, договора, акта приема-передачи или иного документа). При этом в качестве ответственного лица может быть указан не сотрудник, на которого возложена ответственность за сохранность объекта имущества, поскольку физический контроль за таким объектом утрачен, а сотрудник, ответственный за сохранность документов, подтверждающих факт передачи имущества. При этом факт проведения инвентаризации такого имущества может подтверждаться приложением к Инвентаризационной описи (ф. 0504087) копий документов, оформленных при передаче имущества, а также ответа на запрос учреждения о фактическом наличии имущества, полученного от получившей его стороны.

В рассматриваемой ситуации в качестве ответственного лица может быть указан сотрудник, в должностные обязанности которого входит обязанность получения информации о ходе расследования, или лицо, ответственное за сохранность документов, подтверждающих факт изъятия имущества сотрудниками правоохранительных органов.

Особенности аналитического учета имущества в разрезе ответственных лиц для подобных ситуаций необходимо определить в рамках учетной политики учреждения. При проведении инвентаризации для подтверждения фактического наличия указанного имущества по месту его нахождения в адрес правоохранительных органов может быть направлен соответствующий запрос. По согласованию с органом-учредителем может быть принято решение о введении дополнительного забалансового счета в целях обособления изъятого у учреждения имущества.

Полагаем, учет печаток осуществлялся в учреждении в данной ситуации в составе материальных запасов. В этом случае перемещение перчаток от бюджетного учреждения правоохранительным органам осуществляется путем изменения ответственных лиц по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 ХХ 34Х "Материальные запасы" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 ХХ 3Х "Материальные запасы" (п. 35 Инструкции N 174н).

В свою очередь, перемещение материальных запасов между ответственными лицами отражается на основании первичных учетных документов, унифицированные формы и требования об оформлении которых для организаций бюджетной сферы предусмотрены Приказами NN 52н, 61н. Однако детальный порядок документального оформления операций, связанных с передачей материальных ценностей при их изъятии органами, осуществляющими ОРД, действующими нормативными правовыми актами не определен.

В таком случае могут применяться формы, разработанные учреждением самостоятельно и закрепленные в учетной политике бюджетного учреждения, или же унифицированные формы, установленные Приказами NN 52н, 61н. При разработке собственных бланков следует учитывать, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 25 федерального стандарта "Концептуальные основы...".

Порядок применения и заполнения первичных учетных документов, а также количество экземпляров должны быть закреплен локальным актом бюджетного учреждения. Так, в частности, в случае применения унифицированных форм может быть предусмотрено составление документа в одном экземпляре с отсутствием подписи лица, осуществившего изъятие, вместо которой к первичному учетному документу прикладывается протокол изъятия.

Исходя из положений Приказов NN 52н, 61н, перемещение между ответственными лицами (бюджетным учреждением и должностным лицом, осуществившим изъятие) может быть оформлено Накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или (ф. 0510450).

В свою очередь, порядок возврата предметов, изъятых при проведении ОРМ, зависит от их признания или непризнания вещественными доказательствами.

Изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами предметы подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты, с учетом требований ст. 6.1 УПК РФ (п. 4 ст. 81 УПК РФ).

Если изъятые предметы были признаны вещественными доказательствами, то при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела решается вопрос об их возврате законному владельцу либо конфискации в порядке, установленном Правительством РФ (п. 2 ст. 81 УПК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 81 УПК РФ при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах, при этом:

  • предметы, запрещенные к обращению, подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются;
  • предметы, не представляющие ценности и не истребованные стороной, подлежат уничтожению, а в случае ходатайства заинтересованных лиц или учреждений могут быть переданы им.

Таким образом, изъятые у бюджетного учреждения перчатки по результатам проведения ОРД или при вынесении судебного решения могут быть возвращены (в том числе на основании ходатайства) либо конфискованы, в частности, в целях уничтожения, на основании соответствующего документа. Если в рассматриваемой ситуации у учреждения отсутствуют данные документы, то учреждение может обратиться с соответствующим запросом в правоохранительные органы, изъявшие предметы для проведения экспертизы*(1).

По результатам полученного ответа (документа) в письменном виде в бухгалтерском учете учреждения следует отразить списание перчаток, если они возврату они не подлежат. В соответствии с п. 34 Инструкции N 157н выбытие материальных запасов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Так, на основании принятого уполномоченным органом решения о конфискации перчаток профильной комиссией может быть вынесено решение о их списании вследствие выбытия объектов помимо воли учреждения с применением счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 37 Инструкции N 174н).

При этом в качестве первичного документа может быть оформлен Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) или (ф. 0510460).

Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть сделаны следующие корреспонденции счетов:

1. Дебет 0 105 3Х 34Х Кредит 0 105 3Х 34Х

- отражена передача перчаток должностному лицу правоохранительных органов с отражением соответствующей аналитики к счету 105 00 (указание местонахождения и ответственного лица, определенного в соответствии с положениями учетной политики учреждения);

2. Увеличение дополнительно введенного забалансового счета

- изъятое имущество отражено на забалансе (при условии согласования применения счета с субъектом консолидации);

3.1. Дебет 0 105 3Х 34Х Кредит 0 105 3Х 34Х

- отражен возврат изъятых перчаток;

или

3.2. Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 105 3Х 34Х "Должностное лицо УМВД, осуществившее изъятие"

- на основании судебного решения (или иного документа) отражено списание изъятых перчаток вследствие их конфискации. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда 

Ответ прошел контроль качества 

6 октября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Смотрите, например, Примерную форму ходатайства о возврате изъятых в ходе досудебного производства, но не признанных вещественными доказательствами, предметов (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ), Примерную форму ходатайства о возврате вещественных доказательств из материалов уголовного дела (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).