Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На какой КВР и какую подстатью КОСГУ муниципальному казенному учреждению отнести расходы на создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (продукты питания, предметы мебели (кровати, раскладушки); хозяйственный инвентарь (топоры, различные инструменты))?

На какой КВР и какую подстатью КОСГУ муниципальному казенному учреждению отнести расходы на создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (продукты питания, предметы мебели (кровати, раскладушки); хозяйственный инвентарь (топоры, различные инструменты))?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы в учете муниципального казенного учреждения на создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций следует отразить по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ. 

Обоснование вывода:

При отнесении расходов на коды бюджетной классификации учреждения бюджетной сферы руководствуются:

  • Порядком N 82н - в части кодов видов расходов (далее - КВР);
  • Порядком N 209н - в части статей (подстатей) КОСГУ.

Предусмотренная Порядком N 82н подгруппа 230 "Закупка товаров, работ и услуг в целях формирования государственного материального резерва" детализирована элементами видов расходов 231 "Закупка товаров, работ и услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа" и 232 "Закупка товаров, работ и услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов". При этом следует учитывать, что применение кода вида расходов 231 возможно только для расходов федерального бюджета, а 232 - расходов федерального бюджета для формирования государственного материального резерва и бюджетов РФ на закупку товаров, работ, услуг для формирования резервов материальных ресурсов.

Государственный материальный резерв формируется в целях реализации положений Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".

Резервы материальных ресурсов подлежат созданию, хранению, использованию и восполнению в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", далее - Закон N 68-ФЗ.

Таким образом, наряду с ч. 2 ст. 11 Закона N 68-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках решения вопросов местного значения, в том числе и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), согласно положениям п. 53.2.3.2 Порядка N 82н нет оснований для применения кода вида расходов 232 для расходов муниципальных бюджетов.

Для отражения расходов, не отнесенных Порядком N 82н к иным подгруппам, предназначена подгруппа 240. Полагаем, для отражения вышепоименованных расходов в учете муниципального казенного учреждения может быть использован элемент вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".

Согласно п. 3.1 Методических рекомендаций по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных МЧС России 19.03.2021 N 2-4-71-5-11, резервы материальных ресурсов всех уровней хранятся в складских помещениях или на договорной основе в других организациях при соблюдении условий хранения и оперативной доставки по назначению.

В рассматриваемой ситуации муниципальное казенное учреждение наделено полномочиями по созданию, хранению и использованию запасов с целью ликвидации ЧС. Соответственно, приобретенные для этих целей материальные ценности, находящиеся на хранении у субъекта учета (ответственного за их хранение), следует признавать имуществом, от которого субъектом учета ожидается поступление полезного потенциала в будущем в случае наступления событий, связанных с возникновением указанных ситуаций.

Действующей методологией не определен отдельный порядок принятия к учету и отражения операций по приобретению объектов нефинансовых активов в целях создания резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, полагаем, что в данной ситуации материальные ценности не для собственного потребления (использования в деятельности учреждения), приобретенные с целью выполнения муниципальным казенным учреждением возложенных на него функций по обеспечению создания им резервов, последующего накопления, хранения, поддержания в готовности к использованию, для целей бухгалтерского учета следует классифицировать в качестве объектов учета нефинансовых активов в составе материальных запасов.

При этом отнесение материальных запасов на соответствующие синтетические счета учета осуществляется по целевому (функциональному) назначению объектов (п. 11.4 Порядка N 209н). Иными словами, для правильного выбора счета аналитического учета принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. И в зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные элементы статьи 340 КОСГУ.

Так, приобретенные нефинансовые активы, обозначенные в вопросе, не планируется использовать в деятельности муниципального казенного учреждения. Данные нефинансовые активы составляют резерв (запас) материальных ресурсов на случай ЧС, поэтому детализировать их по подстатьям статьи 300 "Поступление нефинансовых активов" не совсем корректно. Так, например, кровать, раскладушка (предмет мебели); топоры, различные инструменты (хозяйственный инвентарь), приобретаемые для использования в деятельности учреждения, относятся к основным средства. В рассматриваемом случае эти же нефинансовые активы будут относиться к материальным запасам, так как по отношению к ним не осуществляется: принятие к учету, ввод в эксплуатацию, начисление амортизации, а также установление срока полезного использования. Ожидаемый экономический потенциал от их использования планируется в режиме ЧС.

До наступления момента ЧС приобретаемые нефинансовые активы (кровати, раскладушки, топоры, инструменты, включая продукты питания) в целях создания резерва материальных ресурсов на случай ЧС, полагаем, могут быть отнесены на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ, в частности на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ, с отражением указанной нормы в учетной политике учреждения.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации есть основания для отражения расходов муниципального казенного учреждения на приобретение материальных запасов в целях создания резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (приобретение продуктов питания, кроватей, раскладушек, топоров, различного инструмента) по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 346 КОСГУ. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Алафьева Елена 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга 

13 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.