Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Пунктом 257 Инструкции N 157 установлено, что аналитический учет расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам ведется в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по прочим операциям в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики, в разрезе контрагентов (получателей выплат), групп контрагентов, учетных номеров денежных обязательств. В учреждении более 100 мер социальной поддержки. Для учета всех мер применяется специальная программа, в которой отражены все получатели (Ф.И.О. и все остальное). В бухгалтерской программе учет мер соцподдержки ведется на счете 302 в разрезе всех коммерческих банков (с наименованием каждой меры), которым перечисляются денежные средства и направляются реестры со списками для зачислений получателям (не в разрезе каждого получателя мер соцподдержки - физического лица). В акте проверки указано это как нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пунктов 254, 257 Инструкции 157н. Учетной политикой установлено, что аналитический учет расчетов по пособиям и иным социальным выплатам ведется в разрезе организаций, осуществляющих доставку получателям социальных выплат, путем использования: АО Почта России, МАУ "Контакт", иные кредитные учреждения и получатели мер социальной поддержки по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1.302.60.000 и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1.401.20.000. Можно ли в учетной политике установить, что используется другая программа для учета получателей мер социальной помощи?

Пунктом 257 Инструкции N 157 установлено, что аналитический учет расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам ведется в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по прочим операциям в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики, в разрезе контрагентов (получателей выплат), групп контрагентов, учетных номеров денежных обязательств. В учреждении более 100 мер социальной поддержки. Для учета всех мер применяется специальная программа, в которой отражены все получатели (Ф.И.О. и все остальное). В бухгалтерской программе учет мер соцподдержки ведется на счете 302 в разрезе всех коммерческих банков (с наименованием каждой меры), которым перечисляются денежные средства и направляются реестры со списками для зачислений получателям (не в разрезе каждого получателя мер соцподдержки - физического лица). В акте проверки указано это как нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пунктов 254, 257 Инструкции 157н. Учетной политикой установлено, что аналитический учет расчетов по пособиям и иным социальным выплатам ведется в разрезе организаций, осуществляющих доставку получателям социальных выплат, путем использования: АО Почта России, МАУ "Контакт", иные кредитные учреждения и получатели мер социальной поддержки по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1.302.60.000 и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1.401.20.000. Можно ли в учетной политике установить, что используется другая программа для учета получателей мер социальной помощи?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рамках учетной политики учреждение может закрепить порядок, при котором с целью учета социальных выплат контрагенты будут объединены по группам в зависимости от кредитной организации, через которую контрагент получает выплату. При этом также следует утвердить документы, которые будут формироваться в информационной системе, где происходит расчет социальных выплат, которые будут являться основанием для отражения операций в учете.

Обоснование вывода:

До 16.10.2020 пункт 257 Инструкции N 157н, не содержал требований об учете пенсий, пособий и иных социальных выплат в разрезе контрагентов (получателей выплат), групп контрагентов, учетных номеров денежных обязательств. Однако в настоящее время такие требования в инструкции содержатся.

Отдельно отметим, установленную возможность вести аналитический учет расчетов по группе контрагентов, что, по нашему мнению, дает возможность предусмотреть учетной политикой порядок, при котором с целью учета контрагенты будут объединены по группам в зависимости от кредитной организации, через которую контрагент получает выплату.

Кроме того, такой порядок также предусмотрен абзацем 4 п. 257 Инструкции N 157н, согласно которому применение способа организации аналитического учета по группам контрагентов (группам получателей выплат) допустимо при условии обеспечения ведения субъектом учета (учреждением) персонифицированного учета расчетов с получателями выплат (в разрезе контрагентов) вне балансовых счетов Рабочего плана счетов (в управленческом учете).

В качестве дополнительного обоснования возможности такого учета можно рассматривать начисление и выплату заработной платы. Дело в том, что, как правило, заработная плата начисляется в одной информационной системе, а учет по счету 30211 ведется в другой "бухгалтерской" информационной системе. При этом в "бухгалтерской" информационной системе обычно не заводится контрагент на каждого работника, а создается единый контрагент "Сотрудники". Однако Приказом N 52н предусмотрен ряд документов, которые являются основаниями для отражения начисления зарплаты в учете. Следовательно, учетной политикой по аналогии также следует предусмотреть документы, которые будут формироваться в информационной системе, где происходит расчет социальных выплат, которые будут являться основанием для отражения операций в учете. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман 

Ответ прошел контроль качества 

10 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.