Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По какому КВР и какой подстатье КОСГУ в учете учреждения отразить утилизацию офисной (системного блока, монитора, клавиатуры, мыши и принтера) и бытовой (электросамовара и музыкального центра) техники, если в договоре предусмотрено, что вывоз и утилизацию осуществляет исполнитель?

По какому КВР и какой подстатье КОСГУ в учете учреждения отразить утилизацию офисной (системного блока, монитора, клавиатуры, мыши и принтера) и бытовой (электросамовара и музыкального центра) техники, если в договоре предусмотрено, что вывоз и утилизацию осуществляет исполнитель?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на вывоз и утилизацию офисной техники (системного блока, монитора, клавиатуры, мыши и принтера) в казенном учреждении могут быть отражены по подстатье 225 КОСГУ в увязке с КВР 244, а в случае отнесения данных расходов к сфере ИКТ - КВР 242 при наличии соответствующего нормативно-правового акта финансового органа. Расходы на вывоз и утилизацию бытовой техники (электросамовара и музыкального центра) могут быть отражены по подстатье 225 КОСГУ в увязке с КВР 244. 

Обоснование вывода:

При отнесении расходов на коды бюджетной классификации учреждения бюджетной сферы руководствуются:

  • Порядком N 82н в части кодов видов расходов (далее - КВР);
  • Порядком N 209н в части статей (подстатей) КОСГУ.

Компьютерное оборудование, оргтехника, а также бытовая техника, утратившая свои потребительские свойства, представляют собой особый вид отходов. В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, такие отходы относят к I-IV классам опасных отходов (ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ). В блоке 4 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" указано оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства, которое может относиться к IV классу опасности (малоопасные отходы). Обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности осуществляется организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Идентификация имущества в качестве отходов производства и потребления и, как следствие, необходимость его утилизации в соответствии с требованиями Закона N 89-ФЗ относится к компетенции уполномоченных специалистов, обладающих в полном объеме информацией о деятельности учреждения и специфике использования в ней нефинансовых активов. Иными словами, расходы на утилизацию имущества будут обоснованы только в том случае, если их необходимость обусловлена требованиями законодательства РФ.

В рассматриваемой ситуации казенное учреждение планирует заключить договор о вывозе и утилизации компьютерной и бытовой техники, которая, по нашему мнению, в полной мере отвечает понятию отходов производства и потребления.

В соответствии с п. 10.2.5 Порядка N 209н расходы на вывоз отходов производства (в том числе медицинских и радиационно опасных), включая расходы на оплату договоров, предметом которых является вывоз и утилизация отходов производства в случае, если осуществление действий, направленных на их дальнейшую утилизацию (размещение, захоронение), согласно условиям договора осуществляет исполнитель, относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Так как учреждению планируется оказание комплексной услуги, включающей в обязанности исполнителя вывоз, размещение и утилизацию офисной и бытовой техники, то согласно прямой норме п. 10.2.5 Порядка N 209н расходы в рамках такого договора следует отражать по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Согласно п. 53.2.4.4 Порядка 82н по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240, в том числе закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами, если иное не установлено актом финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В то же время в своем письме от 07.08.2020 N 02-05-10/69252 Минфин России пояснил, что функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий находятся в компетенции Минкомсвязи России, осуществляющего их в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418. В целях правильного отражения расходов на мероприятия по утилизации списанной техники применять КВР 242, либо КВР 244 следует исходя из разъяснений Минкомсвязи России о принадлежности мероприятий к сфере ИКТ. Таким образом, если по заключению Минкомсвязи России услуги по утилизации технических средств, выведенных из состава ИКТ инфраструктуры и исключенных из состава объектов учета при списании, не относятся к сфере ИКТ (не связаны с информатизацией государственного органа), расходы на оплату этих услуг следует отразить по КВР 244.

Таким образом, расходы казенного учреждения на вывоз и утилизацию офисной техники (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, принтер) в рамках комплексного договора могут быть отражены по подстатьей 225 КОСГУ и элементу вида расходов 244. В случае, если по заключению Минкомсвязи России услуги по утилизации компьютерной техники относятся к сфере ИКТ и соответствующее решение принято финансовым органом публично-правового образования, то такие расходы могут быть отражены по элементу вида расходов 242.

Расходы на утилизацию бытовой техники (электросамовар, музыкальный центр) в рамках единого договора могут быть отражены по элементу вида расходов 244 в увязке с подстатьей 225 КОСГУ. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Порядок применения кодов видов расходов;
  • Определитель КОСГУ для сложных ситуаций (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ) // Расходы на обслуживание компьютерной и офисной техники;
  • письмо Минфина России от 07.08.2020 N 02-05-10/69252. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Алафьева Елена 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена 

6 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.