Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В условиях предоставления гранта в форме субсидии (71 л/с, КФО 2) и сведениях по гранту (по коду 0888) предусмотрены накладные расходы. Казначейство напрямую с этого кода контрагентам оплату не проводит, только на счет организации - получателя гранта. То есть с 71 л/с (КФО 2) автономному учреждению деньги нужно отправить на 30 л/с (КФО 2), а уже с 30 л/с заплатить контрагенту. Какая корреспонденция счетов будет по данной операции? Как это отразится в форме отчетности 0503737?

В условиях предоставления гранта в форме субсидии (71 л/с, КФО 2) и сведениях по гранту (по коду 0888) предусмотрены накладные расходы. Казначейство напрямую с этого кода контрагентам оплату не проводит, только на счет организации - получателя гранта. То есть с 71 л/с (КФО 2) автономному учреждению деньги нужно отправить на 30 л/с (КФО 2), а уже с 30 л/с заплатить контрагенту. Какая корреспонденция счетов будет по данной операции? Как это отразится в форме отчетности 0503737?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Перевод денежных средств с 71 лицевого счета на 30 лицевой счет в бухгалтерском учете автономного учреждения при условии зачисления средств на лицевой счет 30 в течение одного операционного дня может быть отражен прямой корреспонденцией счетов по дебету и кредиту счета 2 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства". При зачислении средств позднее дня их перечисления дополнительно используется счет 2 201 13 000 "Денежные средства учреждения в пути в органе казначейства".

Операция по движению денежных средств между лицевыми счетами в рамках одного источника финансового обеспечения деятельности (КФО 2) не является доходной или расходной и отражается при выбытии по статье 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ, при поступлении - по статье 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей статьи 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ

Ввиду неурегулированности ситуации конкретный порядок отражения необходимо закрепить в учетной политике по согласованию с учредителем или финансовым органом.

Указанные операции найдут свое отражение в строках 700 "Изменение остатков средств" (710, 720) и 730 "Изменение остатков по внутренним оборотам средств учреждения" (731, 732) по графе 5 раздела 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737). 

Обоснование вывода:

Отметим, что в рамках данного вопроса мы не рассматриваем правомерность требования казначейства о переводе денежных средств с 71 лицевого счета на 30 лицевой счет для оплаты накладных расходов.

Как определяет абзац 37 ст. 6 БК РФ, казначейское сопровождение представляет собой проведение Казначейством России (финансовыми органами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения.

При этом участником казначейского сопровождения признается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии со ст. 242.25, 242.26 БК РФ, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств (абзац 36 ст. 6 БК РФ).

Для учета операций со средствами участников казначейского сопровождения предназначен лицевой счет с кодом 71, открываемый в территориальных органах Федерального казначейства (Порядок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 22.12.2021 N 44н).

Условия ведения и использования лицевого счета участника казначейского сопровождения предусматривают общий запрет (за отдельными исключениями) на перечисление средств с лицевого счета юридического лица - участника казначейского сопровождения, открытого ему в Казначействе России, на его же счета, открытые в учреждении Банка России или в кредитной организации, а также на счета, открытые в учреждении Банка России или в кредитной организации юридическим лицам, заключившим с участником казначейского сопровождения договоры (подп. 3-4 п. 3 ст. 242.23 БК РФ).

Режим открытого в территориальном органе Федерального казначейства лицевого счета, на котором осуществляются операции с целевыми средствами участника казначейского сопровождения, определяется разд. II Правил, утвержденных постановлением Правительства России от 24.11.2021 N 2024.

В п. 20 приказа Минфина России от 17.12.2021 N 214н предусмотрены случаи перечисления целевых средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на счета, открытые в подразделении Банка России или в кредитной организации, в частности, при оплате обязательств по накладным расходам, связанным с исполнением государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения), контракта (договора), в соответствии с п. 29 приказа Минфина России от 17.12.2021 N 214н.

В договоре, на основании которого предоставляются подлежащие казначейскому сопровождению средства, предусматривается условие о перечислении целевых средств на счета, открытые участнику казначейского сопровождения в учреждении Банка России или в кредитной организации, при оплате обязательств, предусмотренных подп. 3 п. 3 ст. 242.23 БК РФ, а также обязательств по накладным расходам, связанным с исполнением договора, в соответствии с порядком санкционирования. (подп. "ж" п. 10 приказа Минфина России от 17.12.2021 N 214н).

Отметим, что запрет на перечисление целевых средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на иные лицевые счета, открытые ему же в территориальных органах Федерального казначейства (далее также - ТОФК), не установлен.

Так, в рассматриваемой ситуации автономное учреждение перечисляет денежные средства с лицевого счета 71 на лицевой счет 30 (лицевой счет автономного учреждения) в рамках одного источника финансового обеспечения деятельности (КФО 2).

Порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете положениями Инструкцией N 183н не установлен. Необходимые корреспонденции счетов учреждению необходимо определить в рамках учетной политики в порядке, предусмотренном п. 5 Инструкции N 183н.

Согласно положениям Инструкции N 157н и Инструкции N 183н денежные средства автономного учреждения учитываются на счетах:

  • 0 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства", который предназначен для отражения операций по безналичным денежным средствам в валюте Российской Федерации, осуществляемых на лицевых счетах автономного учреждения, открытых в органе Федерального казначейства или финансовом органе;
  • 0 201 13 000 "Денежные средства учреждения в пути в органе казначейства" при условии, что денежные средства, переведенные с одного лицевого счета автономного учреждения, открытого в органе Федерального казначейства или финансовом органе, на другой лицевой счет, зачислены не в один операционный день;
  • 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации", 0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути" при условии, что средства размещены на расчетном счете, открытом автономному учреждению в коммерческом банке (кредитной организации).

В указанном случае средства перемещаются между лицевыми счетами автономного учреждения, открытыми в ТОФК, поэтому применение счета 201 23 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути" не соответствует порядку его применения. Отметим, что лицевые счета 30 и 71 открываются ТОФК к разным казначейским счетам, открытым ТОФК в порядке, предусмотренном законодательством (ст. 242.14 БК РФ, Порядок открытия казначейских счетов, утвержденный приказом Федерального казначейства от 01.04.2020 N 15н). Но даже при движении денежных средств между казначейскими счетами для автономного учреждения речь не идет о перемещении средств между лицевым счетом и счетом в кредитной организации, расчеты производятся в рамках счетов ТОФК.

По нашему мнению, применение счета 2 304 06 000 в целях отражения задолженности по внутреннему заимствованию средств при оплате обязательств за счет собственных средств учреждения в рассматриваемой ситуации некорректно. Привлечению средств с лицевого счета 71 для погашения обязательств с иного лицевого счета происходит в рамках одного КФО, и восстановление заимствованных средств не предполагается. Согласно п. 281 Инструкции N 157н счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" предназначен для учета расчетов с кредиторами по операциям, о принятии к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, финансового результата при реорганизации путем слияния, присоединения, а также согласно передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем разделения, выделения, при изменении типа казенного учреждения на бюджетное или автономное либо при изменении типа бюджетного или автономного учреждения на казенное, а также расчетов с кредиторами, отражение которых не предусмотрено на иных счетах учета Единого плана счетов. По общему правилу в бухгалтерском учете автономных учреждений с использованием счета 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" отражаются операции по направлению денежных средств на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности (финансового обеспечения) (пп. 72, 73, 174, 175 Инструкции N 183н). Учитывая, что операции по движению денежных средств между различными лицевыми счета в рассматриваемой ситуации не изменяют остатка денежных средств в рамках приносящей доход деятельности (КФО 2), при формировании Отчета (ф. 0503737) по КФО 2 указанные операции могут быть отражены по гр. 5 в строках 700 (710, 720) и 730 (731, 732). Применение счета 304 06 000 не позволит отразить показатели по движению денежных средств в строках 731 и 732, так как согласно п. 44 Инструкции N 33н в показатели указанных строк не включаются обороты, отраженные в корреспонденции со счетом 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".

В такой ситуации при разработке корреспонденций счетов следует исходить из того, что по дебету счета 0 201 11 000 отражается увеличение средств, в то время как по кредиту счета 0 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства" отражается уменьшение средств. Кроме того, при разработке схемы в качестве основы могут быть использованы корреспонденции, приведенные в п. 82 Инструкции N 183н, которые предполагают прямую корреспонденцию счетов для отражения операций по переводу денежных средств. Однако данный подход может быть применен, если движение денежных средств между лицевыми счетами осуществляется в один операционный день.

Вместе с тем денежными средствами в пути в целях бухгалтерского учета и Инструкции N 157н признаются денежные средства, перечисленные учреждению, зачисленные не в один операционный день, а также средства, переведенные с одного счета учреждения на другой счет, в том числе при осуществлении операций с использованием (дебетовых) банковских карт, при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день (п. 162 Инструкции N 157н). Данные средства учитываются на счете 201 03 "Денежные средства учреждения в пути". Поскольку средства перемещаются между лицевыми счетами автономного учреждения, которые открыты учреждению в ТОФК, при условии их зачисления на лицевой счет 30 не в день их выбытия с лицевого счета 71, операции отражаются с применением счета 0 201 13 000 "Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути".

При этом для аналитического учета поступлений и выбытий денежных средств к счету 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения" открываются забалансовые счета 17 "Поступления денежных средств" и 18 "Выбытия денежных средств" (подп. 365, 367 Инструкции N 157н). Перечисление средств с лицевого счета 71 на лицевой счет 30 производится с целью последующей оплаты обязательств учреждения с лицевого счета 30. Операция по движению денежных средств между лицевыми счетами не является доходной или расходной, а отражает источник средств для их расходования, поэтому к забалансовым счетам 17 "Поступления денежных средств" и 18 "Выбытия денежных средств" применяются аналитические коды источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" и 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" в увязке со статьями 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ и 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ соответственно (пп. 69.4.1, 69.5.1 Порядка N 82н, пп. 13.1, 14.1 Порядка N 209н).

Таким образом, в бухгалтерском учете автономного учреждения рассматриваемая в вопросе ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:

1) вариант 1 (при котором списание и зачисление денежных средств осуществляются в течение одного операционного дня):

Дебет 2 201 11 510 (л/с 30) Кредит 2 201 11 610 (л/с 71),

увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510),

увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)

- отражено перечисление денежных средств с 71 лицевого счета на 30 лицевой счет автономного учреждения;

2) вариант 2 (который отражает поступление (зачисление) денежных средств на лицевой счет 30 в иной операционный день):

1. Дебет 2 201 13 510 Кредит 2 201 11 610 (л/с 71),

увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 201 13 (АнКВИ 510, КОСГУ 510),

увеличение забалансового счета 18, открытого к счету 201 11 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)

- отражено выбытие средств с 71 лицевого счета автономного учреждения;

2. Дебет 2 201 11 510 (л/с 30) Кредит 2 201 13 610,

увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 201 11 (АнКВИ 510, КОСГУ 510),

увеличение забалансового счета 18, открытого к счету 201 13 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)

- отражено поступление денежных средств на 30 лицевой счет автономного учреждения.

Общий порядок формирования Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее - Отчет (ф. 0503737)) установлен пп. 34-45 Инструкции N 33н. Порядком заполнения Отчета (ф. 0503737) предусмотрено, что изменение остатков средств учреждения, в том числе при движении денежных средств между счетами, отражается в разделе 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" по строкам 700, 710, 720 и 730, 731, 732. При этом для конкретной ситуации данные отражаются по графе 5 "Исполнено плановых назначений через лицевые счета" Отчет (ф. 0503737).

Учитывая, что операция по перечислению денежных средств между различными лицевыми счета в рассматриваемой ситуации не изменяет остатка денежных средств в рамках приносящей доход деятельности (КФО 2), выбытие средств с 71 лицевого счета и зачисление на 30 лицевой счет учреждения будет отражена в Отчете (ф. 0503737) следующим образом:

1) вариант 1 (при котором списание и зачисление денежных средств осуществляются в течение одного операционного дня): выбытие денежных средств с 71 лицевого счета и зачисление на 30 лицевой счет автономного учреждения найдет свое отражение по графе 5 в строках 700 "Изменение остатков средств" (710, 720) и 730 "Изменение остатков по внутренним оборотам средств учреждения" (731, 732) раздела 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

2) вариант 2 (который отражает поступление (зачисление) денежных средств на лицевой счет 30 в иной операционный день): при формировании показателей в строках 710 и 720 по графе 5 п. 44 Инструкции N 33н не предусмотрено отражение оборотов по счету 0 201 13 000 "Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути". Типовые корреспонденции счетов и порядок отражения указанного показателя в строках 821 и 822 Отчета (ф. 0503737) предусмотрен в случае движения денежных средств в рамках расчетов между головным учреждением и/или обособленными подразделениями (филиалами). При этом движение средств происходит между лицевыми счетами с одинаковым кодом, открытыми к казначейскому счету для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений.

С учетом таких особенностей формирования показателей в строках 700 "Изменение остатков средств" (710, 720) по графе 5 показатели в Отчете (ф. 0503737) сформируются аналогичным образом:

  • выбытие средств с 71 лицевого счета автономного учреждения найдет свое отражение по графе 5 в строке 720 со знаком плюс, в строке 732 со знаком минус;
  • поступление средств на 30 лицевой счет автономного учреждения найдет свое отражение по графе 5 в строке 710 со знаком минус, в строке 731 со знаком плюс.

Отметим, что показатели изменения остатков денежных средств, сформированные в соответствующих графах 5-7 по строке 700 Отчета (ф. 0503737), сверяются с данными Сведений (ф. 0503779) по соответствующим номерам аналитических счетов бухгалтерского учета, на которых отражены остатки денежных средств учреждения в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) на начало и конец отчетного периода на счетах и в кассе. Сумма изменения остатков денежных средств в Сведениях (ф. 0503779) рассчитывается как разница между остатками на начало и конец отчетного периода. В частности, показатель по строке 700 гр. 5 Отчета (ф. 0503737) по КФО 2 равен показателю в разделе 2 Отчета (ф. 0503779) по КФО 2: графы (3 + 4) - (5 + 6) по счетам 2 201 11 000 и 2 201 13 000. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна 

30 августа 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.