Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в рамках переданных полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации от лица учредителя государственных контрактов, в том числе на выполнение проектных и изыскательских работ, работ по строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, и прочее. Данному учреждению по приказу учредителя другое бюджетное учреждение, которое также является подведомственным учреждением учредителя (далее - Подвед), передается оборудование, предназначенное для монтажа на объекте. Данное оборудование числится у Подведа на балансовом счете 0 105 34 347. Подвед провел инвентаризацию данного оборудования и указал в акте инвентаризации данное оборудование не поименно, а по упаковочным местам. То есть оборудование размещено в ящики без упаковочных листов. В акте отражено только количество упаковочных мест, то есть количество ящиков с данным оборудованием, без поименного перечисления. Но договоры и товарные накладные на это оборудование у них имеются. Учреждение считает, что инвентаризация у Подведа проведена неверно. Как правильно нужно было Подведу провести инвентаризацию?

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в рамках переданных полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации от лица учредителя государственных контрактов, в том числе на выполнение проектных и изыскательских работ, работ по строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, и прочее. Данному учреждению по приказу учредителя другое бюджетное учреждение, которое также является подведомственным учреждением учредителя (далее - Подвед), передается оборудование, предназначенное для монтажа на объекте. Данное оборудование числится у Подведа на балансовом счете 0 105 34 347. Подвед провел инвентаризацию данного оборудования и указал в акте инвентаризации данное оборудование не поименно, а по упаковочным местам. То есть оборудование размещено в ящики без упаковочных листов. В акте отражено только количество упаковочных мест, то есть количество ящиков с данным оборудованием, без поименного перечисления. Но договоры и товарные накладные на это оборудование у них имеются. Учреждение считает, что инвентаризация у Подведа проведена неверно. Как правильно нужно было Подведу провести инвентаризацию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Проведение инвентаризации материальных запасов у бюджетного учреждения проводится в соответствии с установленным порядком его проведения, в том числе установленным учреждением способами и методами.

В Акте о результатах инвентаризации (ф. 0504835) может быть отражена общая информация о проведении инвентаризации с указанием только количества упаковочных мест (тар) без упаковочных листов и наименований объектов. Вся детальная информация отражается в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).

Вместе с тем при отсутствии упаковочных листов невозможно проверить наличие оборудования в упаковочных местах (тарах). Если данная информация присутствует в передаточных документах от поставщика оборудования (УПД, товарной накладной), то можно провести выборочную инвентаризацию одного упаковочного места, а наличие остальных подтвердить на основе данных документов. Если такой информации нет, полагаем, что необходимо сверить фактическое наличие всего оборудования сплошным методом. 

Обоснование вывода:

Активы и обязательства подлежат инвентаризации (ч. 1 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 79 Стандарта "Концептуальные основы..."). Законодательно определены цели проведения инвентаризации (п. 79 Стандарта "Концептуальные основы...", ч. 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ):

  • обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • выявить фактическое наличие активов и обязательств и сопоставить его с данными регистров бухгалтерского учета.

Вместе с тем прямых указаний как к способам, правилам проведения инвентаризации, так и к определению состава комиссии по инвентаризации и порядку её работы в настоящее время нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета, не содержат.

Порядок проведения инвентаризации имущества, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета устанавливается локальным актом (приказом, распоряжением) организации бюджетной сферы в рамках формирования учетной политики с учетом положений законодательства РФ (ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 80 Стандарта "Концептуальные основы...", п. 9 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", письма Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-10/55207, от 08.02.2019 N 02-06-10/7929). При этом оговариваются случаи и сроки проведения инвентаризации, порядок ее проведения, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных случаях (письма Минфина России от 10.02.2020 N 02-07-10/8553, от 19.09.2018 N 02-07-05/67175, от 13.01.2015 N 02-06-10/70, от 30.12.2013 N 02-06-010/58448).

В рассматриваемой ситуации учреждением производится инвентаризация имущества, отраженного на счете 105 34 "Строительные материалы - иное движимое имущество учреждения".

В ходе инвентаризации фактические остатки имущества должны быть сверены с данными, отраженными в бухгалтерском учете бюджетного учреждения. При этом способы проведения инвентаризации определяются учреждением самостоятельно.

Отметим, что в отношении объектов учета, подлежащих инвентаризации, могут быть установлены различные способы ее проведения: сплошная и (или) выборочная; пересчет номенклатурный по местам хранения и (или) сверка реестровая (документарная) и т.д.

В частности, можно предусмотреть проведение инвентаризации смешанным способом. Например, провести выборочную инвентаризацию запасов, хранящихся в неповрежденных упаковках, проведя фактический осмотр части объектов, а наличие остальных подтвердить на основе документов, подтверждающих поставку/приемку имущества.

Как правило, упаковочное место (тара) - продукт завершенной операции по упаковке груза, включающий упаковочные единицы или материалы (ящики, бочки и пр.) и их содержимое. Каждое упаковочное место сопровождается упаковочным листом.

Например, согласно п. 8.2.10 ГОСТа 20790-93 "Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия" в каждый ящик должен быть вложен упаковочный лист, в котором должны быть указаны:

  • наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак;
  • наименование или обозначение типа (вида, модели) изделия;
  • число изделий в упаковке;
  • условный номер упаковщика и контролера;
  • дата упаковывания.

При упаковывании изделия в несколько ящиков в упаковочном листе должны быть указаны общее число грузовых мест и номер данного грузового места.

Согласно подп. "а" п. 6.1 Приложения N 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 N 724н заказчик в ходе приемки осуществляет проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленного Оборудования на соответствие Спецификации и Техническим требованиям.

Таким образом, при поступлении в учреждение, в частности, медицинского оборудования, кроме товарной накладной или УПД, в учреждение поступают также упаковочные листы, по которым осуществляется приемка и проверка товара.

При этом если оборудование, предназначенное для монтажа, хранится в учреждении в невскрытых упаковках, так как нет необходимости и оснований для их вскрытия до момента осуществления монтажных работ, то их инвентаризация может осуществляться смешанным методом. Например, вскрывается одна упаковочная тара и сверяется наличие в соответствии с упаковочным листом. Наличие остальных объектов нефинансовых активов подтверждается на основании товарной накладной или УПД.

Указанный порядок проведения инвентаризации в отношении данных объектов должен быть разработан и утвержден локальным нормативным актом учреждения.

В момент проведения инвентаризации инвентаризационной комиссией заполняется информация, в частности:

  • о фактическом наличии имущества;
  • о состоянии объекта имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот.

Таким образом, в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее - Инвентаризационная опись (ф. 0504087)) информация заполняется по каждому объекту, принятому на учет на счет 105 34. В данном документе указывается наименование объекта нефинансового актива, единица измерения и другая информация.

В свою очередь, Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835) заполняется в целях обобщения полученных итогов проведенной в учреждении инвентаризации. Форма Акта (ф. 0504835) не содержит табличной части. Данная форма содержит только текстовое поле для описания результатов, установленных инвентаризационной комиссией.

Соответственно, в Акте (ф. 0504835) может быть отражена общая информация о проведении инвентаризации с указанием только количества упаковочных мест (тар) без упаковочных листов и наименований объектов. Вся детальная информация отражается в Инвентаризационной описи (ф. 0504087).

Следует отметить, что согласно п. 101 Инструкции N 157н и п. 8 Стандарта "Запасы" единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно.

В качестве единицы бухгалтерского учета материальных запасов могут быть выбраны, в частности, номенклатурный номер, партия, однородная группа. Выбор конкретной единицы бухгалтерского учета для группы (вида) материальных запасов должен быть произведен таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (смотрите письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).

Единицы бухгалтерского учета, применяемые в целях учета определенных видов (групп) материальных запасов, должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

В то же время учет оборудования, когда в качестве единицы учета выбрано упаковочное место (тара), считаем нецелесообразным.

Таким образом, проведение инвентаризации у бюджетного учреждения проводится в соответствии с установленным порядком, в том числе установленным учреждением способом и методом.

Вместе с тем отсутствие упаковочных листов к упаковочным тарам, по нашему мнению, ставит результаты проведения инвентаризации под сомнение, так как фактически невозможно сверить наличие оборудования в упаковочных местах (тарах) нефинансовых активов.

Если данная информация присутствует в передаточных документах от поставщика оборудования (УПД), то можно провести выборочную инвентаризацию одного упаковочного места (тары), а наличие остальных подтвердить на основе данных документов. Если такой информации нет, полагаем, что необходимо сверить фактическое наличие всего оборудования сплошным методом. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда 

Ответ прошел контроль качества 

10 августа 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.