Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение не выполнило производственную программу 2017 и 2019 годов по осуществлению ремонта водопровода в поселении. Водопровод в эти периоды учитывался на забалансовом счете 01 как объект, полученный в безвозмездное пользование. В 2020 году имущество водохозяйственного комплекса было изъято из пользования казенного учреждения. По решению суда учреждение обязано добровольно выплатить МУП "Водоканал" суммы, которые оно должно было потратить на ремонт водопровода в 2017 и 2019 годах. По какому КВР и какой подстатье КОСГУ осуществить данные выплаты?

Казенное учреждение не выполнило производственную программу 2017 и 2019 годов по осуществлению ремонта водопровода в поселении. Водопровод в эти периоды учитывался на забалансовом счете 01 как объект, полученный в безвозмездное пользование. В 2020 году имущество водохозяйственного комплекса было изъято из пользования казенного учреждения. По решению суда учреждение обязано добровольно выплатить МУП "Водоканал" суммы, которые оно должно было потратить на ремонт водопровода в 2017 и 2019 годах. По какому КВР и какой подстатье КОСГУ осуществить данные выплаты?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Расходы, производимые на основании судебного решения о взыскании с казенного учреждения денежных средств за невыполнение мероприятий, предусмотренных производственной программой, которое является нарушением норм действующего законодательства, могут быть отражены по КВР 831 в увязке с подстатьей 297 КОСГУ. 

Обоснование позиции:

В соответствии с положениями производственных программ на 2017-2019 гг. казенным учреждением должен быть осуществлен ремонт водопровода в поселении, который был получен в безвозмездное пользование (смотрите, например, приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.12.2016 N 118/2016-вк "Об установлении тарифов на питьевую воду", приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 24.12.2015 N 113/2015-окк "Об установлении тарифов на питьевую воду", приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.10.2019 N 214/2019-вк "Об установлении тарифов на питьевую воду" (утратил силу)).

В соответствии с п. 10.2.5 Порядка N 209н расходы на оплату договоров на осуществление ремонта нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления, относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

В производственную программу подлежат включению мероприятия, направленные на осуществление текущей (операционной) деятельности регулируемой организации и на поддержание объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов (п. 4 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения"). Работы по текущему ремонту оплачиваются по коду видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (письмо Минфина России от 11.06.2020 N 02-05-10/50970).

Таким образом, работы по ремонту водопроводных сетей в поселении в рамках производственной программы должны были быть оплачены по КВР 244 с применением подстатьи 225 КОСГУ. Однако соответствующие мероприятия, предусмотренные производственными программами за 2017 и 2019 годы, выполнены не были.

В марте 2020 года суд обязал казенное учреждение выполнить в полном объеме работы, предусмотренные производственной программой по ремонту водопроводных сетей, до сентября 2020 года и признал бездействие учреждения незаконным.

С апреля 2020 года имущество водохозяйственного комплекса было изъято из пользования казенного учреждения и передано муниципальный район, учреждено муниципальное унитарное предприятие "Водоканал".

Поскольку с этого момента казенное учреждение не является гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения на территории сельского поселения, возможность проведения ремонтных работ и, соответственно, исполнения решения суда от марта 2020 года у него отсутствует. К такому выводу пришел суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции. Суд кассационной инстанции нашел выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными (смотрите, например, определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2023 по делу N 8Г-8909/2023[88-15276/2023).

Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации вопросов местного значения в Российской Федерации" определены вопросы местного значения городского и сельского поселений. Организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского поселения. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

На территории Краснодарского края с 01.01.2017 действует Закон от 08.08.2016 N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений", статьей 2 которого за сельскими поселениями закреплены в том числе полномочия в сфере организации в границах поселения водоснабжения населения.

Как следует из чч. 1, 4, 5 ст. 41 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", производственная программа разрабатывается регулируемой организацией и утверждается регулирующим органом в соответствии с Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641.

При разработке проекта производственной программы учитываются в том числе результаты технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт "а" пункта 7 Постановления N 641).

Производственная программа включает, в частности, перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке, отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования (подпункты "б" и "з" пункта 5 Постановления N 641).

В силу ч. 5 ст. 32 Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", не содержат нормы об исключении при установлении тарифов на очередной период регулирования из необходимой валовой выручки расходов, связанных с ремонтом объектов, в случае, если такие объекты подлежали ремонту в соответствии с утвержденной производственной программой, но производственные мероприятия не были реализованы в предыдущий период регулирования либо были реализованы лишь частично.

Таким образом, за регулируемыми организациями сохраняется обязанность выполнить мероприятия, предусмотренные утвержденными производственными программами.

Несмотря на то, что полномочия сельского поселения в части организации в границах поселения водоснабжения населения осуществляются в настоящее время муниципальным районом в связи с изъятием имущества водохозяйственного комплекса и их передачей в муниципальную собственность муниципального образования на безвозмездной основе, невыполнение мероприятий, предусмотренных производственной программой, является нарушением норм действующего законодательства, подлежит немедленному устранению. В такому выводу пришел суд в решении Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 23.06.2022 по делу N 2-767/2022.

В своем решении суд постановил взыскать с казенного учреждения денежные средства за невыполнение производственных программ за 2017, 2019 гг., в пользу МУП "Водоканал", который обязан выполнить мероприятия по ранее утвержденным производственным программам в размере денежных средств взысканных с казенного учреждения.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что применение КВР 244 в увязке со статьей 225 КОСГУ в такой ситуации неуместно, поскольку на момент вынесения решения судом об уплате денежных средств у казенного учреждения отсутствовали основания для принятия обязательств по выполнению мероприятий, установленных производственной программой.

Расходы на исполнение судебных актов Российской Федерации, мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного гражданину или юрлицу в результате незаконных действий (бездействия) органов госвласти и местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также деятельности государственных (муниципальных) учреждений, отражаются по элементу видов расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации..." (п. 53.8.4.1 Порядка N 82н). Расходы на возмещение вреда, причиненного юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов относятся на подстатью 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ (п. 10.9.7 Порядка N 209н).

Таким образом, полагаем, что рассматриваемые в вопросе расходы казенного учреждения могут быть отражены по КВР 831 в увязке с подстатьей 297 КОСГУ как расходы, производимые на основании судебного решения о взыскании денежных средств с казенного учреждения за невыполнение производственной программы, которое является нарушением норм действующего законодательства, препятствующим своевременному и надлежащему решению задач, поставленных перед органами местного самоуправления действующим законодательством. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкова Мария 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина 

17 августа 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.