Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Подрядчик (автономное учреждение) заключило договор субподряда на проведение работ по капитальному ремонту ветхих тепловых сетей, принадлежащих администрации города. Расчеты с субподрядчиком подрядчик будет производить за счет собственных средств. Какой вид расходов правильно применить: 243 или 244?

Подрядчик (автономное учреждение) заключило договор субподряда на проведение работ по капитальному ремонту ветхих тепловых сетей, принадлежащих администрации города. Расчеты с субподрядчиком подрядчик будет производить за счет собственных средств. Какой вид расходов правильно применить: 243 или 244?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы автономного учреждения - исполнителя работ в рамках расчетов по договору субподряда могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".

Обоснование вывода:
По договору подряда одна сторона - подрядчик обязуется выполнить по заданию другой стороны - заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ). Если закон или договор не запрещает, подрядчик вправе привлечь субподрядчиков (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Субподрядчики привлекаются на основании самостоятельных договоров и по общему правилу не вступают в отношения с заказчиком. При заключении данных договоров подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Согласно п. 3 ст. 706 ГК РФ генподрядчик отвечает перед заказчиком за последствия в случае, когда субподрядчик не выполнит или плохо выполнит работы (п. 3 ст. 706 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации подрядчик (автономное учреждение) заключает договор субподряда на проведение работ по капитальному ремонту ветхих тепловых сетей, принадлежащих администрации города.
В целях отнесения расходов на соответствующий элемент вида расходов организации бюджетной сферы применяют положения приказа Минфина России от 24.05.2022 N 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Порядок N 82н). При этом в зависимости от экономической направленности расходов зависит применение определенного кода вида расходов (п. 53 Порядка N 82н).
Отметим, что положениями Порядка N 82н не урегулирован порядок применения соответствующих кодов бюджетной классификации по отражению различного рода обязательств, возникающих у учреждения как исполнителя работ/услуг в рамках приносящей доход деятельности, в том числе по договорам субподряда.
Согласно п. 53.2.4.3 Порядка N 82н по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на закупку товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта, а также реставрации государственного (муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
В свою очередь, по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 (п. 53.2.4.4 Порядка N 82н).
Несмотря на то, что тепловые сети, в отношении которых осуществляются работы по капитальному ремонту, закреплены за администрацией города, т.е. являются государственным (муниципальным) имуществом, считаем, что у автономного учреждения (подрядчика) в рамках расчетов по договору субподряда отсутствуют основания для отражения данных расходов по КВР 243, так как в рамках договора субподряда осуществляется исполнение обязательств автономного учреждения перед заказчиком по осуществлению капитального ремонта имущества заказчика. Следовательно, исходя из экономического содержания проводимых операций, обязательства, возникшие между подрядчиком и субподрядчиком, могут быть классифицированы как иные работы, обеспечивающие исполнение обязательств третьему лицу (администрации-заказчику).
Кроме того, исходя из разъяснений специалистов финансового ведомства, закупка учреждением-исполнителем товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения выполнения обязательств по заключенным договорам (контрактам), подлежит отнесению на элемент вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (смотрите, например, письмо Минфина России от 30.07.2019 N 02-05-10/57153).
Таким образом, по нашему мнению, расходы автономного учреждения - исполнителя ремонта в рамках расчетов по договору субподряда могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
Учитывая, что конкретный порядок применения соответствующего элемента вида расходов на законодательном уровне не урегулирован, автономному учреждению необходимо согласовать его с финансовым органом публично-правового образования, на базе имущества которого создано автономное учреждение, и (или) с органом, осуществляющим в отношении автономного учреждения функции и полномочия учредителя, а также предусмотреть в расшифровке (обоснованиях) к Плану финансово-хозяйственной деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Ответ прошел контроль качества

26 июля 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.