Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В 2022 году бюджетным учреждением был произведен авансовый платеж, но свои обязательства контрагент не исполнил. В 2023 году контрагент вернул средства. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет по расходам? Правильно ли было переводить эту задолженность в конце 2022 года на счет 209 34?

В 2022 году бюджетным учреждением был произведен авансовый платеж, но свои обязательства контрагент не исполнил. В 2023 году контрагент вернул средства. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет по расходам? Правильно ли было переводить эту задолженность в конце 2022 года на счет 209 34?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Переводить дебиторскую задолженность, образовавшуюся по состоянию на 01.01.2023, на счет 209 34 нужно было в случае, если бюджетное учреждение обладало соответствующей информацией о том, что исполнение договора контрагентом не ожидается в части поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ. В частности, была организована работа по истребованию денежных средств.
Возврат дебиторской задолженности, возникшей у бюджетного учреждения в рамках расходных операций прошлых лет, отражается в учете по забалансовому счету 17 с применением статьи АнКВИ 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" в увязке со статьей 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 220 Инструкции N 157н в целях отражения расчетов по суммам предварительных оплат не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, применяется счет 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
В свою очередь, начисление задолженности в сумме требований по компенсации затрат бюджетных учреждений к получателям авансовых платежей по произведенным предварительным оплатам в рамках договоров (соглашений), не возвращенным контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 30 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 206 00 000 (абзац 12 п. 109 Инструкции N 174н).
Отметим, если бюджетное учреждение до момента возврата средств дебитором ожидало исполнения условий действующего договора, а именно поставку товара, выполнение работ или оказание услуг, договор при этом не расторгался, претензионная работа не велась, перевод задолженности со счета 206 00 "Расчеты по выданным авансам" на счет 209 00 не осуществляется. Поэтому для ответа на вопрос о правомерности перевода дебиторской задолженности на счет 206 00 уполномоченным лицам учреждения следует проанализировать наличие оснований для такого перевода.
Если исполнение договора не ожидается, бюджетным учреждением начата работа по истребованию ранее перечисленной предварительной оплаты, необходимо отразить в бухгалтерском учете учреждения перевод задолженности со счета 206 00 на счет 209 30 в момент ее признания подлежащей возврату денежными средствами.
При этом конкретный порядок принятия решения о переводе предварительных оплат, осуществленных учреждением по договорам, по которым не ожидается исполнения, учреждению следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике. В частности, на наш взгляд, такие решения могут быть приняты не только при фактическом расторжении договора, но и при начале претензионной работы, например: при направлении соответствующих требований поставщику о возврате денежных средств, получение информации об отказе исполнителя выполнять обязательства по договору и т.д. (смотрите также п. 7.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 12.12.2022 N 02-06-07/121653/07-04-05/02-31103). Следовательно, переводить подобную задолженность в конце 2022 года на счет 209 34 нужно было в случае, если бюджетное учреждение обладало соответствующей информацией (инициировано расторжение договора, денежные средства подлежат возврату, начата претензионная работа и т.п.).
В таком случае перенос задолженности отражается по дебету счета ХХХХ 0000000000 510 0 209 34 56Х и кредиту 0 206 ХХ 66Х (смотрите к примеру, п. 2.7 раздела II Приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 NN 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932, п. 13.3 Приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 01.12.2021 NN 02-06-07/97427, 07-04-05/02-29373).
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения перевод дебиторской задолженности 2022 года в момент ее признания подлежащей возврату денежными средствами отражается следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 0 209 34 56Х Кредит 0 206 ХХ 66Х
- осуществлен перевод задолженности, по которой ожидается возврат денежных средств;
2. Дебет 0 201 11 510 Кредит 0 209 34 66Х,
Одновременно отражается увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510)
- отражено поступление денежных средств от контрагента.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет операций по возврату бюджетному и автономному учреждению дебиторской задолженности (июль 2023).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Булыгина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

28 июля 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.