Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Лицевые счета муниципальному учреждению открыты в финансовом органе муниципального образования. В финансовый орган представляется карточка образцов подписей руководителя учреждения и главного бухгалтера. Учреждение по соглашению передало полномочия по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии. Вправе ли руководитель муниципального учреждения предоставить право второй подписи на платежных документах работнику централизованной бухгалтерии? Может ли подпись работника централизованной бухгалтерии содержаться в карточке образцов подписей, представляемой в финансовый орган?

Лицевые счета муниципальному учреждению открыты в финансовом органе муниципального образования. В финансовый орган представляется карточка образцов подписей руководителя учреждения и главного бухгалтера. Учреждение по соглашению передало полномочия по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии. Вправе ли руководитель муниципального учреждения предоставить право второй подписи на платежных документах работнику централизованной бухгалтерии? Может ли подпись работника централизованной бухгалтерии содержаться в карточке образцов подписей, представляемой в финансовый орган?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Карточки образцов подписей, необходимые для открытия и ведения лицевых счетов в финансовом органе муниципального образования, оформляются в порядке, установленном финансовым органом муниципального образования. 

Обоснование позиции:

Как следует из положений п. 3 ст. 220.1 БК РФ, учет операций по исполнению местных бюджетов производится на лицевых счетах, открываемых в финансовых органах муниципальных образований, на лицевых счетах, открываемых финансовым органам муниципальных образований в Казначействе России, за исключением случаев, установленных БК РФ.

Равным образом учет операций со средствами муниципальных бюджетных учреждений производится на лицевых счетах, открываемых им в финансовом органе муниципального образования, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 6 ст. 220.1 БК РФ).

В силу п. 9 ст. 220.1 БК РФ открытие и ведение лицевых счетов в финансовом органе муниципального образования осуществляются в порядке, установленном финансовым органом муниципального образования в соответствии с общими требованиями, установленными Казначейством России.

Исходя из положений п. 5 Общих требований, утвержденных приказом Казначейства России от 1 апреля 2020 г. N 14н (далее - Общие требования), при установлении порядка открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов финансовым органом муниципального образования в соответствующий порядок включаются среди прочего положения, регулирующие порядок и сроки представления документов, необходимых для открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов, правила их заполнения и реквизитный состав.

В то же время никаких специальных указаний о порядке оформления карточки образцов подписей, представляемой в финансовый орган муниципального образования в целях открытия лицевого счета, Общие требования не содержат.

В этой связи финансовый орган муниципального образования вправе самостоятельно определить особенности оформления карточки образцов подписей, необходимой для открытия и ведения лицевых счетов муниципальным учреждениям, в том числе в условиях централизации бухгалтерского учета. Смотрите, например:

  • абзац второй подп. 21.4 Порядка, утвержденного постановлением Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 31 января 2023 г. N 382-п/1 (в случае передачи ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности централизованной бухгалтерии в карточке в качестве лиц, имеющих право второй подписи, указываются уполномоченные лица централизованной бухгалтерии);
  • подп. 9.4 Порядка, утвержденного приказом департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар от 27 декабря 2011 г. N 153 (в случае, если клиент обслуживается в централизованной бухгалтерии, карточка образцов подписей подписывается руководителем и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии и проставляется оттиск печати централизованной бухгалтерии; карточка образцов подписей заверяется руководителем (уполномоченными руководителем лицами) главного распорядителя бюджетных средств или отраслевого или функционального органа администрации муниципального образования, в ведении которого находится автономное (бюджетное) учреждение, и скрепляется оттиском его печати; централизованная бухгалтерия предоставляет единую карточку образцов подписей для всех обслуживаемых учреждений);
  • абзац семнадцатый п. 2.15 Порядка, утвержденного постановлением Администрации Любимского муниципального района Ярославской области от 30 ноября 2010 г. N 1155 (если у учреждения нет бухгалтерского отдела, и бухгалтерское обслуживание осуществляется централизованной бухгалтерией, то учреждение предоставляет в финансовый орган копию договора на централизованное бухгалтерское обслуживание и карточку с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера централизованной бухгалтерии).

В любом случае карточки образцов подписей, необходимые для открытия и ведения лицевых счетов в финансовом органе муниципального образования, оформляются в порядке, установленном финансовым органом муниципального образования. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел 

Ответ прошел контроль качества 

6 июля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.