Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На основании распоряжения Росимущества объекты недвижимости и земельный участок бюджетным учреждением переданы в казну. После организации торгов АО в отношении данных объектов на основании ч. 4.3 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ в адрес учреждения были перечислены 30% денежных средств от реализации имущества. Какие коды вида доходов и КОСГУ должны быть указаны при поступлении этих средств и в корреспонденции с каким счетом учета в бюджетном учреждении? Налогообложение данного вида дохода.

На основании распоряжения Росимущества объекты недвижимости и земельный участок бюджетным учреждением переданы в казну. После организации торгов АО в отношении данных объектов на основании ч. 4.3 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ в адрес учреждения были перечислены 30% денежных средств от реализации имущества. Какие коды вида доходов и КОСГУ должны быть указаны при поступлении этих средств и в корреспонденции с каким счетом учета в бюджетном учреждении? Налогообложение данного вида дохода.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Доходы, поименованные в вопросе, могут быть отражены в учете в рамках приносящей доход деятельности с использованием подстатьи 189 КОСГУ в увязке со статьей 150 "Безвозмездные денежные поступления" аналитической группы подвида доходов бюджетов. Учет расчетов может быть организован с применением счета 205 89 "Расчеты по иным доходам" или 209 89 "Расчеты по иным доходам".

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ поступления денежных средств, предусмотренных частью 4.3 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", являются одним из источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной форме. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51 БК РФ доходы, поименованные в вопросе, не являются доходами федерального бюджета, поэтому учреждение не обязано перечислять полученные денежные средства в доход соответствующего бюджета. Иными словами, указанные средства остаются в распоряжении учреждения.

Так как доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и, соответственно, не могут быть отнесены ни к какому из иных источников финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения, то они должны учитываться по КФО 2, в качестве собственных средств. Нормативные документы финансовых ведомств не содержат разъяснений и рекомендаций по учету средств, поступающих бюджетным учреждениям, в соответствии с положениями части 4.3 статьи 12 Федерального закона от 24.12.2008 N 161-ФЗ. К тому же доход получен учреждением не от прямой реализации недвижимого имущества и земельного участка, а от реализации имущества собственником (уполномоченным органом), путем перечисления покупателем 30% суммы от реализации на лицевой счет бюджетного учреждения, что образует собственные доходы учреждения.

Поэтому оснований для учета доходов с использованием подстатей статьи 170 "Доходы от операций с активами" нет.

Учитывая, что описание подстатей КОСГУ и аналитических групп подвида доходов бюджетов (Порядок N 209н, Порядок N 82н) не содержат поименованных в вопросе доходов, по нашему мнению, их можно отразить с использованием подстатьи 189 "Иные доходы" КОСГУ, так как на указанную подстатью относятся поступления от иных доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в государственные (муниципальные) учреждения, не отнесенные на другие статьи КОСГУ группы 100 "Доходы" и подстатьи 181-182, 185-187, 18K, 18T.

Также полагаем, что такие доходы можно учитывать в качестве иных безвозмездных денежных поступлений, которые согласно п. 12.1.5 Порядка N 82н отражаются на статью 150 "Безвозмездные денежные поступления" аналитической группы подвида доходов бюджетов.

В соответствии с п. 197, 199, 220, 221 Инструкции N 157 расчеты по иным доходам могут быть отражены как с использованием счета 205 89 "Расчеты по иным доходам", так и с использованием счета 209 89 "Расчеты по иным доходам". Учитывая неурегулированность данного вопроса, выбор конкретного счета учреждению следует сделать самостоятельно и закрепить его в учетной политике в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н.

Порядок учета и расходования средств от данного вида дохода закрепляется в плане ФХД, учетной политики учреждения, по согласованию с учредителем и финансовым органом.

Порядок учета таких расчетов, а также операций по признанию ожидаемых доходов и (или) признанию доходов текущего периода в соответствии с п. 40 Стандарта "Доходы" необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с органом-учредителем.

Полагаем, что основанием для отражения в учете операций по признанию ожидаемых доходов может служить решение уполномоченного органа, которым предусмотрена принципиальная возможность получения указанных доходов. При этом операция по признанию доходов будущих периодов доходами текущего финансового года может служить документ, подтверждающий проведение торгов.

По вопросу налогообложения при получении бюджетным учреждением денежных средств на основании ч. 4.3 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ (иных доходов бюджетного учреждения) рекомендуем ознакомиться с Вопросом: Порядок налогообложения при получении бюджетным учреждением денежных средств на основании ч. 4.3 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2022 г.). 

Смотрите также:

  • Вопрос: Как бюджетному учреждению отразить в учете расчеты по доходам, полученным в соответствии с частью 4.3 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ, если недвижимое имущество и земельный участок до их реализации были переданы в состав имущества казны? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Алафьева Елена 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга 

7 июля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.