Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение заключает муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации (с ценовой экспертизой) на строительство линий наружного освещения. Линии наружного освещения будут приняты к учету в качестве самостоятельных объектов основных средств. Неизвестно, включены ли данные расходы в сводный сметный расчет строительства. К какому КВР и какой подстатье КОСГУ отнести данные расходы?

Казенное учреждение заключает муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации (с ценовой экспертизой) на строительство линий наружного освещения. Линии наружного освещения будут приняты к учету в качестве самостоятельных объектов основных средств. Неизвестно, включены ли данные расходы в сводный сметный расчет строительства. К какому КВР и какой подстатье КОСГУ отнести данные расходы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если линия наружного освещения является объектом капитального строительства, а разработка проектно-сметной документации (с ценовой экспертизой) включена в сводный сметный расчет строительства, то расходы подлежат отражению по элементу вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" в увязке с подстатьей 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.

Если казенное учреждение разрабатывает проектно-сметную документацию с целью включения объекта строительства в инвестиционную программу, либо если линия наружного освещения не относится к недвижимому имуществу, то расходы могут быть отнесены на элемент вида расхода 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 228 КОСГУ. 

Обоснование вывода:

При определении кодов видов расходов казенные учреждения руководствуются Порядком N 82н, а в части отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) КОСГУ - Порядком N 209н.

При отнесении расходов к конкретным статьям (подстатьям) КОСГУ следует в первую очередь учитывать, являются ли они капитальными вложениями и включаются ли в первоначальную стоимость объектов основных средств или являются текущими расходами учреждения. Принятие такого решения относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - комиссия), созданной в учреждении на постоянной основе, которая самостоятельно принимает решение на основании профессионального суждения, а также анализа технической и иной документации (п. 34 Инструкции N 157н).

В соответствии с п. 10.2.8 Порядка N 209н расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. Следовательно, по данной подстатье отражаются те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств (п. 7 Порядка N 209н) и, соответственно, будут учтены на счете 0 106 Х1 000 "Вложения в основные средства".

Вместе с тем согласно п. 10.2.6 Порядка N 209н на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся аналогичные расходы, которые производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (письмо Минфина России от 07.06.2019 N 02-08-10/42093).

Проектная документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения на строительство объекта (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Она представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства (ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат обязательной экспертизе. При этом предметом экспертизы проектной документации является в том числе проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства (п. 2 ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса).

Исходя из положений Градостроительного кодекса, проведение экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, проверка достоверности определения сметной стоимости строительства и строительный контроль являются неотъемлемой составной частью строительства. Соответственно, данные расходы могут формировать объем капитальных вложений в строящийся объект и быть учтены на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" (п. 15 Стандарта "Основные средства", п. 127 Инструкции N 157н).

Следовательно, расходы на разработку проектно-сметной документации (с ценовой экспертизой) могут быть отнесены на подстатью 228 КОСГУ. Кроме того, положениями п. 10.2.8 Порядка N 209н прямо предусмотрено отнесение расходов на разработку проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов и проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, на подстатью 228 КОСГУ.

В части применения соответствующего элемента вида расходов поясняем следующее. Согласно п. 53.4.3.4 Порядка N 82н по элементу вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" отражаются расходы на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства. То есть Порядок N 82н определяет включение затрат, связанных со строительством объекта, в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта условием применения вида расходов 414 (смотрите также письма Минфина России от 30.04.2019 N 02-05-11/32973, от 03.07.2015 N 02-05-11/38564).

В то время как по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" отражаются расходы на закупку товаров, работ, услуг, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (п. 53.2.4.4 Порядка N 82н). Следовательно, если казенное учреждение разрабатывает проектно-сметную документацию для включения объекта в инвестиционную программу на строительство (реконструкцию), данные расходы не предусмотрены сводным счетным расчетом или если объект не относится к недвижимому имуществу, то в такой ситуации может быть применен КВР 244.

Таким образом, если линия наружного освещения является объектом капитального строительства, а разработка проектно-сметной документации (с ценовой экспертизой) включена в сводный сметный расчет строительства, то рассматриваемые расходы подлежат отражению по элементу вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" в увязке с подстатьей 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.

Если казенное учреждение разрабатывает проектно-сметную документацию с целью включения объекта строительства в инвестиционную программу или если линия наружного освещения не относится к недвижимому имуществу, то расходы могут быть отнесены на элемент вида расхода 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 228 КОСГУ. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена 

Ответ прошел контроль качества 

29 июня 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.