Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Кто своей подписью должен утверждать бухгалтерскую документацию в бюджетном медицинском учреждении (например: акт списания материалов, акт приема-передачи основных средств, требование-накладная): главный врач или другое лицо по приказу или доверенности? Имеется ли какой-нибудь конкретный нормативно-правовой документ?

Кто своей подписью должен утверждать бухгалтерскую документацию в бюджетном медицинском учреждении (например: акт списания материалов, акт приема-передачи основных средств, требование-накладная): главный врач или другое лицо по приказу или доверенности? Имеется ли какой-нибудь конкретный нормативно-правовой документ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Право подписи документов может быть предоставлено работнику как с помощью внутренних документов организации (приказа о приеме (переводе) на соответствующую должность, должностной инструкции или приказа о праве подписи), так и путем выдачи сотруднику соответствующей доверенности. Наделить работника указанным правом может руководитель организации. 

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Согласно приказу Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа, и при наличии на первичном учетном документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.

К числу обязательных реквизитов документа (ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ) относятся в том числе наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, а также подписи указанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Руководитель может передать право на подписание определенных документов иным лицам (п. 1 ст. 182 ГК РФ) Возможность передать право подписи от руководителя и (или) главного бухгалтера иным лицам предусмотрена п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н), в котором говорится, что перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, устанавливается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.

На практике утвержденный руководителем организации перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, обычно оформляется как приложение к учетной политике организации. Однако не существует запрета на передачу права подписи путем издания отдельного приказа или оформления доверенности.

Допускается возможность подписания первичных документов не только руководителем организации, но и иным лицом, уполномоченным на это приказом или соответствующей доверенностью и НК РФ.

То есть полномочия на подписание первичных документов могут быть переданы не только на основании гражданско-правовой доверенности, но и в рамках обычной внутренней деятельности организации (приказом).

Что касается доверенности, отметим, что право наделять иных лиц полномочиями на подписание первичных бухгалтерских документов принадлежит исключительно руководителю организации как органу управления юридического лица (часть шестая ст. 20 ТК РФ). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкова Мария 

Ответ прошел контроль качества 

22 июня 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.