Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Орган власти принял правовой акт о вводе в действие государственной информационной системы (ГИС). Ранее учреждение несло затраты на приобретение оборудования (сервера), аттестацию и ввод в опытную эксплуатацию. Для корректного функционирования ГИС запускается на платформе бухгалтерского программного продукта (на этот бухгалтерский продукт приобретена и используется неисключительная лицензия). Как организовать учет в данной ситуации? Какие счета использовать? Есть ли основания для одновременного учета как нематериального актива (исключительного права), так и права пользования НМА (лицензии)?

Орган власти принял правовой акт о вводе в действие государственной информационной системы (ГИС). Ранее учреждение несло затраты на приобретение оборудования (сервера), аттестацию и ввод в опытную эксплуатацию. Для корректного функционирования ГИС запускается на платформе бухгалтерского программного продукта (на этот бухгалтерский продукт приобретена и используется неисключительная лицензия). Как организовать учет в данной ситуации? Какие счета использовать? Есть ли основания для одновременного учета как нематериального актива (исключительного права), так и права пользования НМА (лицензии)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Объект интеллектуальной собственности ГИС, на который учреждению принадлежит исключительное право, подлежит учету с использованием счета 102 00 "Нематериальные активы".
Программные продукты, приобретенные учреждением на правах пользования (неисключительное право) с целью организации работы ГИС, подлежат учету с использованием счета 111 6Х "Права пользования нематериальными активами".

Обоснование вывода:
Государственными информационными системами (далее - ГИС) являются федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях, на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов РФ, на основании правовых актов государственных органов (п. 1 ст. 14 Закона N 149-ФЗ). Правительство РФ утверждает требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, включающие в себя перечень, содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации (ч. 6 ст. 14 Закона N 149-ФЗ). Перечень мероприятий по оформлению прав на использование компонентов системы, являющихся объектами интеллектуальной собственности, определяется правовым актом органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию (п. 14 Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.06.2015 N 676). При отсутствии надлежащего оформления прав на использование компонентов системы, являющихся объектами интеллектуальной собственности, ввод системы в эксплуатацию не допускается.
Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п. 3 ст. 2 Закона N 149-ФЗ). Исключительное право на программу для ЭВМ или на базу данных регистрируется правообладателем по желанию (ст. 1262 ГК РФ).
В соответствии с подпунктами 2, 3 п. 1 ст. 1225 ГК РФ программы для ЭВМ и базы данных относятся к числу охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы) охраняются так же, как и авторские права на произведения литературы (п. 1 ст. 1259, ст. 1261 ГК РФ).
В состав установленных законом авторских прав на результат интеллектуальной деятельности входит исключительное право, которое аналогично праву собственности на вещи и состоит в возможности лица, которому принадлежит это право (правообладателя), использовать этот результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (лицензионный договор), а также возможность отчуждать это исключительное право другим лицам (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1233 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации платформа, необходимая для организации работы с ГИС, является программным обеспечением, у которого есть правообладатель - лицензиар. Пользователю же (учреждению) предоставляется только неисключительная лицензия на использование данного программного обеспечения. При этом ГИС является самостоятельным объектом интеллектуальной собственности, у которого есть правообладатель. Иными словами, если учреждение обладает исключительными правами на ГИС, то учет следует организовывать с применением балансового счета 102 ХI "Программное обеспечение и базы данных" (п. 56 Инструкции N 157н, пп. 6, 7 Стандарта "Нематериальные активы", пп. 35-37 Стандарта "Концептуальные основы", раздел 3 Методических рекомендаций по применению Стандарта "Нематериальные активы", доведенных письмом Минфина России от 30.11.2020 N 02-07-07/104384). При этом принятие к бухгалтерскому учету нематериального актива осуществляется по первоначальной стоимости (п. 23 Инструкции N 157н, п. 10 Стандарта "Нематериальные активы").
Первоначальная стоимость объекта нематериальных активов, созданного силами субъекта учета, равна сумме затрат, понесенных с момента, когда объект нематериальных активов впервые стал соответствовать критериям признания нематериальных активов, указанным в п. 19 Стандарта "Нематериальные активы", и включает все прямые затраты, необходимые для создания, производства и подготовки объекта нематериального актива к использованию по назначению (п. 20 Стандарта "Нематериальные активы").
Для правильного определения первоначальной стоимости учреждению следует четко разграничить затраты, связанные непосредственно с созданием ГИС до состояния, пригодного для эксплуатации, и прочие сопутствующие расходы, которые связаны с непосредственным "развертыванием" системы с целью дальнейшей эксплуатации.
Согласно п. 9 Стандарта "Нематериальные активы" в качестве одного инвентарного объекта нематериальных активов признаются объекты, включающие несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология, иные аналогичные объекты). При этом инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) согласно патенту, свидетельству и (или) возникающих из договора (государственного (муниципального) контракта), иного правоустанавливающего документа, подтверждающего создание, приобретение (отчуждение) в пользу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, государственного (муниципального) учреждения прав на результаты интеллектуальной деятельности (на средства индивидуализации). То есть, исходя из прямого прочтения Стандарта "Нематериальные активы", нематериальным активом на соответствующем аналитическом счете счета 102 00 "Нематериальные активы" признается совокупность результатов интеллектуальной деятельности, на которые у организации бюджетной сферы есть исключительные права. Соответственно, применение положений п. 11, п. 20 Стандарта "Нематериальные активы", согласно которым в первоначальную стоимость объекта нематериальных активов включает все затраты, необходимые для создания, производства и подготовки объекта нематериального актива к использованию по назначению, включение расходов на приобретение различных программных продуктов может быть обоснованным только в том случае, если такие расходы связаны с приобретением исключительных прав на такой программный продукт. Данный вывод подтверждается и особенностями государственной регистрации разработанных программных продуктов (смотрите, в частности, приказ Минэкономразвития России от 05.04.2016 N 211). Так, например, в пакет документов, предоставляемых для государственной регистрации самостоятельно разработанного программного продукта. включается в том числе информация о программных кодах. Признание в такой ситуации ГИС с бухгалтерским программным продуктом одним объектом исключительных прав пользования считаем не вполне корректным, поскольку исключительные права непосредственно на программный продукт не принадлежат организации бюджетной сферы.
В свою очередь, во исполнение ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обязательные требования к порядку реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации ГИС и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".
Положениями пп. 13, 14 Постановления N 676 предусмотрено осуществление ввода государственной информационной системы в эксплуатацию на основании правового акта уполномоченного органа исполнительной власти, содержащего перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию, включая мероприятия по оформлению прав на использование компонентов системы, являющихся объектами интеллектуальной собственности (подпункт "д" п. 14 Постановления N 676).
При этом на практике правовой режим программно-технических средств ГИС, под которыми понимается совокупность информационных технологий, включая программные средства ГИС (программы для электронных вычислительных машин и базы данных), и технических средств ГИС предполагает наличие исключительных прав на все компоненты ГИС (смотрите, например, ст. 13 Федерального закона от 03.12.2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса", п. 31 постановления Правительства РФ от 30.06.2015 N 658 "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", п. 21 постановления Правительства РФ от 11.06.2021 N 901 "Об утверждении Правил функционирования государственной информационной системы обязательного медицинского страхования и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", п. 22 постановления Правительства РФ от 16.11.2020 N 1836 "О государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда").
В случае использования в составе ГИС готовых компонентов (программы для ЭВМ, использование и (или) модификация которых требует неисключительные права - лицензии) к патентной чистоте предъявляется требование о наличии права использования готовых компонентов в виде бессрочной лицензии (смотрите, например, раздел XII приказа Управления архитектуры и градостроительства при главе Республики Саха (Якутия) от 02.03.2022 N 16 "Об утверждении Концепции создания государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Саха (Якутия)", п. 23 приказа Министерства здравоохранения Калининградской области от 17.01.2019 N 28 "О государственной информационной системе в сфере здравоохранения Калининградской области").
Соответственно, ГИС, для "развертывания" которой необходима специальная платформа, например отдельный программный продукт, не является единым инвентарным объектом интеллектуальной собственности (исключительного права) с таким программным продуктом, а представляет собой отдельные права учреждения, которые возникают по самостоятельным (разным) основаниям.
В данном случае учреждение обладает исключительными правами на созданную ГИС, а также неисключительными правами в части бухгалтерского программного продукта - платформы с целью организации работы ГИС, учет которых различен.
Как исключительные, так и неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности могут являться объектом учета в соответствии с положениями Стандарта "Нематериальные активы", согласно п. 6 которого к ним относятся объекты НФА, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющие материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.
При этом право на использование результата интеллектуальной деятельности, в частности неисключительное право пользования бухгалтерским программным продуктом - платформы с целью организации работы ГИС, при соответствии критериям, установленным п. 6 Стандарта "Нематериальные активы", подлежит учету на соответствующем счете аналитического учета счета 111 6Х "Права пользования нематериальными активами".
Кроме того, согласно разъяснениям, изложенным в разделе 3 письма Минфина России от 30.11.2020 N 02-07-07/104384, нематериальный актив является идентифицируемым, если он является отделяемым, т.е. может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации или возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.
Соответственно, в случае заключения лицензионного договора на приобретение неисключительных прав пользования на бухгалтерский программный продукт, являющийся платформой для ГИС и подлежащий использованию в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, такой программный продукт является самостоятельным объектом учета на соответствующем счете аналитического учета счета 111 6Х "Права пользования нематериальными активами".
Таким образом, так как объектом интеллектуальной собственности является и сама ГИС, на которую у учреждения есть исключительные права, и бухгалтерский программный продукт, на который приобретено неисключительное право пользования, то учет должен быть организован на счете 102 00 "Нематериальные активы" и 111 6Х "Права пользования нематериальными активами" соответственно.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

9 июня 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.