Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На балансе бюджетного учреждение числится объект основных средств, который неоднократно ремонтировали. Кроме того, он морально устарел, и принято решение о его списании. Как правильно оформить это документально? По новым правилам нужно провести инвентаризацию, а на основании инвентаризации оформить решение о прекращении признания активом. При списании рассматриваемого основного средства, учитывая, что в учреждении отсутствуют специалисты, способные оценить техническое состояние объекта, учреждение вынуждено обратиться в стороннюю организацию за соответствующим экспертным заключением. В какой момент следует провести данную техническую экспертизу сторонней организацией: до инвентаризации или после решения о прекращении признания активом, или в промежутке между ними?

На балансе бюджетного учреждение числится объект основных средств, который неоднократно ремонтировали. Кроме того, он морально устарел, и принято решение о его списании. Как правильно оформить это документально? По новым правилам нужно провести инвентаризацию, а на основании инвентаризации оформить решение о прекращении признания активом. При списании рассматриваемого основного средства, учитывая, что в учреждении отсутствуют специалисты, способные оценить техническое состояние объекта, учреждение вынуждено обратиться в стороннюю организацию за соответствующим экспертным заключением. В какой момент следует провести данную техническую экспертизу сторонней организацией: до инвентаризации или после решения о прекращении признания активом, или в промежутке между ними?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности - соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления). Для ситуаций, не урегулированных таким нормативным актом, порядок списания основных средств устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики или отдельным локальным актом.

По нашему мнению, техническая экспертиза, осуществляемая сторонней организацией, может быть проведена до начала инвентаризации имущества, подлежащего списанию. 

Обоснование вывода:

При документальном оформлении фактов хозяйственной жизни в 2023 году государственные (муниципальные) учреждения в своей работе применяют унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные Приказом N 61н, Приказом N 52н. Приказом N 61н утверждены унифицированные формы электронных документов, электронных регистров бухгалтерского учета, применяющиеся при электронном документообороте. При этом Приказом N 52н утверждены унифицированные формы документов, оформляемых на бумажных носителях, а также ряд документов, формирование которых предусмотрено в электронном виде.

Таким образом, в настоящее время при установлении субъектами учета правил документооборота (электронного документооборота) учитываются положения и Приказа N 52н, и Приказа N 61н (смотрите также письмо Минфина России от 01.12.2021 N 02-07-07/98091).

Отметим, что подготовка и принятие решения о списании государственного (муниципального) имущества в государственном (муниципальном) учреждении относится к полномочиям постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов с учетом особенностей, установленных на уровне каждого публично-правового образования. Так, например, для организаций бюджетной сферы, созданных на базе федерального имущества, соответствующие требования определены в пп. 5-9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.

В свою очередь, для ситуаций, не урегулированных таким нормативным актом, порядок списания основных средств устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики или отдельным локальным актом.

Обращаем внимание, что конкретный перечень документов, которые учреждению необходимо оформить при выбытии объекта основного средства, зависит от причины такого выбытия.

Например, при принятии комиссией учреждения решения о несоответствии состояния объекта основного средства критериям актива оформляется Решение (ф. 0510440). Такое решение оформляется на основании данных инвентаризации, соответственно, на основании данных Инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0509215) или Инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф. 0509216), Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463). В этом случае Решение (ф. 0510440) является первичным учетным документом для отражения бухгалтерских операций по выбытию объектов нефинансовых активов, признанных комиссией не активами, с балансового учета и отражения их на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении".

Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов может приниматься как инвентаризационной комиссией, так и комиссией по поступлению и выбытию активов. При этом в соответствии с п. 36 Приказа N 61н установлены следующие сроки оформления данного документа:

  • в случае принятия решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов инвентаризационной комиссией субъекта учета формирование Решения комиссии (ф. 0510440) осуществляется одновременно с формированием Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • в случае принятия решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов Комиссией, формирование Решения комиссии (ф. 0510440) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем утверждения Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

Что касается срока проведения технической экспертизы, то нормативными правовыми актами он не установлен. Поэтому если сроки ее проведения не установлены собственником имущества (учредителем), то учреждение может установить их самостоятельно.

Как правило, первоначально лицо, ответственное за сохранность имущества, предоставляет комиссии по поступлению и выбытию активов перечень имущества, подлежащего списанию, в связи с невозможностью его дальнейшей эксплуатации, с указанием соответствующих причин. В свою очередь, комиссия готовит заключение о техническом состоянии объекта основных средств при условии, что квалификация специалистов, состоящих в комиссии, позволяет сделать однозначный вывод о непригодности объекта к дальнейшей эксплуатации. При отсутствии в штате учреждения специалистов необходимой квалификации рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных учредителю. Если же обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждением заключается соответствующий договор. Поэтому считаем, что только после получения технического заключения о невозможности дальнейшей эксплуатации (нецелесообразности ремонта) следует приступать к мероприятиям, в том числе оформлению документов, связанных со списанием объекта.

Таким образом полагаем, что в рассматриваемой ситуации техническая экспертиза, осуществляемая сторонней организацией, может быть проведена до начала инвентаризации имущества, подлежащего списанию. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена 

Ответ прошел контроль качества 

5 июня 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.