Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере С 2021 года применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Отчетность по операциям системы казначейских платежей", утвержденный приказом Минфина России от 30.06.2020 N 126н. Нужно ли казенному учреждению ссылаться на данный стандарт в своей учетной политике?

С 2021 года применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Отчетность по операциям системы казначейских платежей", утвержденный приказом Минфина России от 30.06.2020 N 126н. Нужно ли казенному учреждению ссылаться на данный стандарт в своей учетной политике?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Положения Стандарта "Отчетность по операциям системы казначейских платежей" применяются при составлении и представлении казначейской отчетности, которая формируется исключительно Федеральным казначейством и его территориальными органами.

Требование об указании в учетной политике федеральных стандартов, которые обязаны или не обязаны применять организации бюджетной сферы в силу Закона N 402-ФЗ, в настоящее время не установлено. 

Обоснование вывода:

1. Стандарт "Отчетность по операциям системы казначейских платежей", утвержденный приказом Минфина России от 30.06.2020 N 126н, разработан в целях обеспечения единства системы требований к составлению и представлению Федеральным казначейством и территориальными органами Федерального казначейства отчетности по операциям системы казначейских платежей (п. 1 Стандарта).

Положения Стандарта применяются при составлении и представлении исключительно Федеральным казначейством и территориальными органами Федерального казначейства казначейской отчетности (п. 4, 5 Стандарта), поскольку именно Федеральное казначейство является оператором системы казначейских платежей в силу положений ст. 242.7 БК РФ. На это указывают как положения самого Стандарта, так и Стандарта "Учет операций системы казначейских платежей", который утвержден в целях ведения бюджетного учета финансовых активов, финансовых обязательств и изменяющих указанные активы и обязательства операций, осуществляемых в системе казначейских платежей при казначейском обслуживании, управлении остатками средств на едином казначейском счете.

2. Стандарты экономического субъекта, в частности, учетная политика, предназначена для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета (п. 11 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Перечень положений, которые утверждаются актами субъекта учета, определен п. 9 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". Указанный перечень не содержит требования о том, чтобы субъект учета перечислял в учетной политике нормативные акты, которые подлежат обязательному применению (помимо воли субъекта учета). Именно к таким НПА относятся Федеральные стандарты: в силу п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 21 Закона N 402-ФЗ возможность их применения не может определяться субъектом учета в рамках локального акта, поскольку они обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами или Законом N 402-ФЗ.

Федеральные стандарты могут устанавливать требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности (ч. 4 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Стандарт "Отчетность по операциям системы казначейских платежей" как раз относится к числу федеральных стандартов, которыми определяется порядок формирования бюджетной отчетности при осуществлении полномочий оператора системы казначейских платежей. Учитывая, что указанные полномочия являются исключительными полномочиями Федерального казначейства, иным субъектам учета в учетной политике не нужно указывать, что Стандарт "Отчетность по операциям системы казначейских платежей" ими не применяется. При этом перечислять в учетной политике федеральные стандарты, которые подлежат обязательному применению субъектом учета, также не требуется. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна 

Ответ прошел контроль качества 

13 апреля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.