Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение предоставляет услуги по проживанию и питанию команд на спортивной базе. За данные услуги взимается плата. Какими корреспонденциями счетов следует отразить поступление и начисление доходов за данные услуги? Каковы корреспонденции счетов по движению продуктов питания для приготовления блюд в рамках оказываемой услуги и списанию готовых блюд? Какие документы необходимо подготовить?

Бюджетное учреждение предоставляет услуги по проживанию и питанию команд на спортивной базе. За данные услуги взимается плата. Какими корреспонденциями счетов следует отразить поступление и начисление доходов за данные услуги? Каковы корреспонденции счетов по движению продуктов питания для приготовления блюд в рамках оказываемой услуги и списанию готовых блюд? Какие документы необходимо подготовить?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Начисление доходов от платных услуг по размещению физических лиц на спортивной базе (работ) отражается по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 131 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.

Передача продуктов питания в столовую отражается в качестве внутреннего перемещения по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы". Передача осуществляется на основании меню-требования на выдачу продуктов питания (форма 0504202) по требованию-накладной (ф. 0504204, ф. 0510451).

Списание происходит по факту их израсходования на основании Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038) по окончании месяца.

Оприходование готовых блюд может быть отражено с использованием счета 106 Х4 на основании Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (0504207). Дальнейшее списание осуществляется на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230, ф. 0510460).

График документооборота, а также формы первичных учетных документов, используемых для отражения операций, связанных с функционированием столовых, должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Обоснование вывода:

1. В данном случае учреждением оказывается комплекс услуг, включающий проживание и питание, что следует рассматривать в качестве оказания платных услуг.

Правила применения кодов аналитической группы подвида доходов бюджетов и классификации операций сектора государственного управления определены Порядком N 82н и Порядком N 209н соответственно.

Доходы, полученные бюджетным учреждением от оказания платных услуг, подлежат отражению по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов (далее - АнКВД) 130 "Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат" (п. 12.1.3 Порядка N 82н). На подстатью 131 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ относятся доходы от оказания платных услуг (п. 9.3.1 Порядка N 209н).

В бухгалтерском учете в такой ситуации начисление и поступление дохода отражается с применением счета 0 205 31 000 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)" (п. 197 Инструкции N 157н).

Доходы от оказания услуг (выполнения работ) признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода на дату возникновения права на их получение в сумме, равной величине ожидаемого поступления экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенного в активе (п. 53 Стандарта "Доходы").

Соответственно, начисление доходов от реализации услуг, осуществляемых учреждением в рамках разрешенных согласно Уставу видов деятельности, отражается на основании Актов приема-сдачи выполненных работ (Актов оказания услуг, заказ-нарядов, иных первичных учетных документов, предусмотренных условиями договоров в рамках обычая делового оборота, подтверждающих фактическое исполнение учреждением услуг по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" и кредиту счета соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" (п. 150 Инструкции N 174н).

2. Порядок по организации учета питания, исходя из особенностей ведения деятельности учреждения по организации питания в рамках оказания комплексной услуги, необходимо закрепить в рамках учетной политики бюджетного учреждения.

Возможны следующие варианты формирования текущих расходов, связанных с обеспечением питанием команд:

  • вариант формирования стоимости готовых блюд с использованием счета 106 34;
  • вариант формирования себестоимости готовой продукции на счете 105 37.

Продукция, изготовленная в бюджетном учреждении для целей продажи, согласно п. 121 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 174н учитывается на счете 0 105 07 000 "Готовая продукция". Учет затрат на ее изготовление ведется на счете 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг" (п. 58 Инструкции N 174н). На дату выпуска продукции (на дату принятия к учету) готовая продукция определяется как нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) продукции (пп. 25, 26 стандарта "Запасы", п. 122 Инструкции N 157н). Однако такой учет должен вестись в учреждении в случае, если продукция изначально изготовлена в учреждении для целей продажи.

В рассматриваемой же ситуации речь идет об оказании бюджетным учреждением комплексной услуги с обеспечением питанием. То есть целью изготовления готовых блюд является не непосредственно их реализация, а является обеспечение питанием в рамках услуг по размещению команд на спортивной базе.

В такой ситуации считаем, что формирование стоимости готовых блюд возможно отразить с использованием счета 106 Х4.

В соответствии с п. 118 Инструкции N 157н, Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений N 174н учет продуктов питания ведется на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (0 105 22 000; 0 105 32 000).

Внутреннее перемещение материальных запасов между ответственными лицами в учреждении на основании первичных учетных документов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (0 105 22 342, 0 105 32 342) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (0 105 22 342 или 0 105 32 342) в соответствии с п. 35 Инструкции N 174н.

Принятие к бухгалтерскому учету хозяйственных операций по вложениям в объекты материальных запасов при изготовлении отражается на основании первичных учетных документов по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", 0 105 00 000 "Материальные запасы" (пп. 37, 51 Инструкции N 174н).

Оприходование материальных запасов в сумме их фактической стоимости, сформированной при их изготовлении, в том числе хозяйственным способом, отражается на основании первичных учетных документов по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" (п. 34 Инструкции N 174н).

Выбытие израсходованных материальных запасов в соответствии с п. 37 Инструкции N 174н отражается на основании первичных учетных документов по соответствующей операции и объекту учета по дебету счета 0 401 20 272 "Расходование материальных запасов", соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 Х0 272 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 Х2 442 "Материальные запасы" (0 105 22 442, 0 105 32 442).

Счет 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" применяется для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (п. 58 Инструкции N 174н). Расходы, формирующие себестоимость, учитываются на данном счете в разрезе прямых, накладных и общехозяйственных расходов. Применение счета 109 00 не зависит от вида деятельности и типа учреждения. Главное условие в целях применения данного счета - соотнесение конкретных расходов с определенным видом деятельности, и как следствие, включение их в себестоимость услуг (работ).

Так как готовые блюда являются неотъемлемой частью платной услуги по размещению команд на спортивной базе, то их списание может осуществляться на себестоимость оказанной услуги в качестве прямых расходов.

Детальный порядок документального оформления операций, связанных с функционированием в учреждениях столовых, действующими нормативными правовыми актами не определен. Соответственно, этот порядок может быть разработан учреждением самостоятельно и утвержден в составе учетной политики по согласованию с учредителем. Применяемая организацией схема документооборота должна учитывать требования Инструкции N 157н, Инструкций по применению Планов счетов, а также положения приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н), приказа Минфина России от 15.04.2021 N 61н (далее - Приказ N 61н). Также учетной политикой учреждения (графиком документооборота) должно быть установлено, сколько экземпляров документа того или иного вида необходимо оформлять.

Перемещение продуктов питания со склада в столовую отражается путем изменения материально ответственных лиц на основании Требования-накладной (ф. 0504204, ф. 0510451).

В свою очередь, в соответствии с положениями Приказа N 52н в целях ведения бухгалтерского учета выдача продуктов питания оформляется на основании меню-требования на выдачу продуктов питания (далее - Меню-требование (форма 0504202)). Меню-требование (форма 0504202) - это документ, применяемый для ежедневного оформления отпуска продуктов питания в соответствии с нормами раскладки продуктов и данными о численности довольствующихся лиц. Меню-требование (форма 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные учреждением в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации. Сведения из Меню-требования (ф. 0504202) после проверки заносятся в ежемесячную Накопительную ведомость по расходу продуктов питания (ф. 0504038) (далее - Накопительная ведомость (ф. 0504038)).

Накопительная ведомость (ф. 0504038) применяется для обобщения сведений о расходовании продуктов питания в течение месяца. Записи в ней производятся ежедневно на основании Меню-требований (ф. 0504202) и других документов, прилагаемых к Накопительной ведомости (ф. 0504038). По окончании месяца в Накопительной ведомости (ф. 0504038) подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов, и одновременно сверяется с численностью довольствующихся. Накопительная ведомость (ф. 0504038) составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и, при необходимости, по кодам продуктов питания. Сводные данные Накопительной ведомости (ф. 0504038) включаются в показатели Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035), данные которой контролируются с данными соответствующего счета аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы", Главной книги (ф. 0504072). Итоговые данные Накопительной ведомости (ф. 0504038) по окончании месяца записываются в Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071).

Технологией изготовления продукции общественного питания допускается возможность наличия остатков продуктов питания на пищеблоке, в том числе скоропортящихся (смотрите, например, п. 3.1.5 СанПиН 2.3.2.1324-03). Однако в этом случае должно быть определено лицо, ответственное за их учет и сохранность. Это лицо может вести учет продуктов питания в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042) и отражать приход продуктов питания со склада на основании Требований-накладных (ф. 0504204), а расход - на основании Меню-требований (ф. 0504202).

Все приходные и расходные документы материально ответственное лицо передает в бухгалтерию учреждения по Реестру сдачи документов (ф. 0504053) в сроки, определенные учетной политикой (графиком документооборота).

Списание продуктов питания с учета может отражаться по истечении месяца бухгалтерией на основании Накопительной ведомости (ф. 0504038). Данный способ необходимо закрепить в учетной политике учреждения.

Поступление готовых блюд может быть оформлено Приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (0504207). Выбытие готовых блюд оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230, ф. 0510460).

Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:

1. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 31 66Х,

увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130; КОСГУ 131)

  • отражено поступление оплаты от команд за размещение на спортивной базе;

2. Дебет 2 105 Х2 342 Кредит 2 302 34 73Х

  • отражено приобретение продуктов питания;

3. Дебет 2 105 Х2 342 Кредит 2 105 Х2 442

  • переданы продукты питания в столовую по требованию-накладной;

4. Дебет 2 106 Х4 342 Кредит 2 105 Х2 442

  • списаны израсходованные продукты питания на изготовление готовых блюд на основании накопительной ведомости;

5. Дебет 2 106 Х4 342 Кредит 2 302 ХХ ХХХ (2 208 ХХ ХХХ)

  • отражены иные затраты учреждения, участвующие в формировании фактической стоимости готовых блюд;

6. Дебет 2 105 Х2 342 Кредит 2 106 Х4 342

  • изготовленные готовые блюда учтены в составе материальных запасов по фактической стоимости, сформированной при их изготовлении хозяйственным способом на основании приходного ордера на приемку материальных ценностей;

7. Дебет 2 109 60 272 Кредит 2 105 Х2 442

  • списаны готовые блюда на основании акта о списании материальных запасов на себестоимость оказываемой услуги по размещению команд на спортивной базе;

8. Дебет 2 205 31 56Х Кредит 2 401 10 131

  • по факту оказания услуги начислены доходы от реализации услуг, осуществляемых учреждением в рамках разрешенных согласно Уставу видов деятельности. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина 

24 апреля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.