Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На каком счете бюджетного учета отразить создание резерва материальных ресурсов для ликвидации ГО и ЧС (приобретение керосина для керосиновых ламп)? По какой подстатье КОСГУ отразить данные расходы?

На каком счете бюджетного учета отразить создание резерва материальных ресурсов для ликвидации ГО и ЧС (приобретение керосина для керосиновых ламп)? По какой подстатье КОСГУ отразить данные расходы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Материальные ресурсы (керосин), приобретаемые для создания резерва для ликвидации ЧС, могут быть учтены на счете 1 105 36 000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения".

Приобретение указанных материальных запасов может быть отражено по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)" КОСГУ. 

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся полномочия по гражданской обороне и защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Пунктом 5 данного Положения определено, что запасы накапливаются заблаговременно в объемах, необходимых органам местного самоуправления, и хранятся в условиях, соответствующим требованиям по их сохранности.

Согласно п. 3.1 Методических рекомендаций по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных МЧС России 19 марта 2021 г. N 2-4-71-5-11, резервы материальных ресурсов всех уровней хранятся в складских помещениях или на договорной основе в других организациях при соблюдении условий хранения и оперативной доставки по назначению.

В соответствии с п. 36 Стандарта "Концептуальные основы" для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. При этом согласно п. 37 Стандарта "Концептуальные основы" для целей бухгалтерского учета полезный потенциал, заключенный в активе, это его пригодность, в том числе для использования субъектом учета самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания субъекта учета, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление указанному субъекту учета денежных средств (эквивалентов денежных средств).

В рассматриваемой ситуации учреждение наделено полномочиями по созданию, хранению и использованию запасов с целью ликвидации ЧС. Соответственно, приобретенные для этих целей материальные ценности, находящиеся на хранении у субъекта учета (ответственного за их хранение), следует признавать имуществом, от которого субъектом учета ожидается поступление полезного потенциала в будущем в случае наступления событий, связанных с возникновением указанных ситуаций. Материальные ценности резерва ЧС в виде ресурсов, приобретаемых и находящихся у субъекта учета на хранении, в целях бухгалтерского (бюджетного) учета следует признавать активами.

На законодательном уровне действующими нормативными актами не определен порядок принятия к учету и отражения операций по приобретению объектов нефинансовых активов в целях создания резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, полагаем, что в данной ситуации материальные ценности не для собственного потребления (использования в деятельности учреждения), приобретенные с целью выполнения субъектом учета возложенных на него функций по обеспечению создания их резервов, последующего накопления, хранения, поддержания в готовности к использованию, для целей бухгалтерского учета следует классифицировать в качестве объектов учета нефинансовых активов в составе материальных запасов.

Отнесение материальных ценностей, относящихся к материальным запасам, на тот или иной счет аналитического учета определяется пунктом 118 Инструкции N 157н.

В Методических рекомендациях по применению Стандарта "Запасы", доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075, указано, что выбор соответствующих аналитических кодов вида синтетического счета объекта учета при формировании номера счета 10500 "Материальные запасы" напрямую связан с Порядком N 209н.

При этом отнесение материальных запасов на соответствующие синтетические счета учета осуществляется по целевому (функциональному) назначению объектов (п. 11.4 Порядка N 209н). Иными словами, для правильного выбора счета аналитического учета принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. И в зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные элементы статьи 340 КОСГУ.

Так как керосин является компонентом разных видов топлив, соответственно, он относится к горюче-смазочным материалам. В то же время на подстатью 343 "Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов" КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе все виды топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем (п. 11.4.3 Порядка N 209н). В данном случае керосин не будет использоваться в качестве топлива, соответственно, относить расходы на его приобретение на подстатью 343 КОСГУ не вполне корректно. При этом на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, не отнесенных на иные подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов". Полагаем, что в рассматриваемой ситуации есть основания для отражения расходов на приобретение материальных запасов в целях создания резерва материальных ресурсов для ликвидации ГО и ЧС (приобретение керосина для керосиновых ламп) по подстатье 346 КОСГУ.

В целях единообразного учета материальных ценностей резерва наиболее обоснованным в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, будет отнесение приобретаемых материальных ресурсов (керосина) к прочим материальным запасам с отражением на счете 1 105 36 000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения", исходя из целей его приобретения и дальнейшего использования. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Селина Елена 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга 

25 апреля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.