Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Относится ли к публичным правовым обязательствам местного бюджета предоставление мер социальной поддержки многодетным и малообеспеченным гражданам в форме бесплатного питания школьников (Иркутская область)? Денежные средства из бюджета выделяются общей суммой казенному учреждению (школе) для приобретения продуктов питания с целью последующей их выдаче школьникам. Если совершаемые расходы относятся к публичным правовым обязательствам местного бюджета, то какой КВР и какую подстатью КОСГУ применять при отражении данных расходов?

Относится ли к публичным правовым обязательствам местного бюджета предоставление мер социальной поддержки многодетным и малообеспеченным гражданам в форме бесплатного питания школьников (Иркутская область)? Денежные средства из бюджета выделяются общей суммой казенному учреждению (школе) для приобретения продуктов питания с целью последующей их выдаче школьникам. Если совершаемые расходы относятся к публичным правовым обязательствам местного бюджета, то какой КВР и какую подстатью КОСГУ применять при отражении данных расходов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Решение об отнесении расходных обязательств к публичным нормативным обязательствам возлагается на финансовый орган публично-правового образования.

В случае если финансовым органом публично-правового образования расходные обязательства на приобретение продуктов питания для выдачи их школьникам из малообеспеченных и малоимущих семей отнесены к публичным нормативным обязательствам, то для отражения таких расходов применяется КРВ 313 "Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам" и подстатья 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" (п. 53.3.1.3 Порядка N 82н, п. 10.6.3 Порядка N 209н). 

Обоснование вывода:

Применение кодов бюджетной классификации РФ осуществляется учреждениями в соответствии с Порядком N 82н. Для определения конкретного кода вида расходов в целях отнесения затрат на перечисление из муниципального бюджета денежных средств учреждению на приобретение продуктов питания для их выдачи школьникам из многодетных и малообеспеченных семей в рамках реализации мер социальной поддержки этой категории граждан необходимо установить, являются ли данные расходные обязательства муниципалитета публичными обязательствами или публичными нормативными обязательствами.

Определение принадлежности расходов к публичным нормативным обязательствам осуществляется на основании критериев, определенных БК РФ, и относится к компетенции соответствующего финансового органа публично-правового образования, организующего формирование и исполнение бюджета, за счет средств которого осуществляется финансовое обеспечение указанных обязательств (письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-05-11/77819). Именно на него возлагается принятие решения об отнесении расходов к публичным нормативным обязательствам.

Согласно нормам ст. 6 БК РФ публичные нормативные обязательства - это публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации. В свою очередь, публичными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования (ст. 6 БК РФ). Перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующего бюджета, ведется в целях формирования Реестра расходных обязательств в соответствии с требованиями ст. 87 БК РФ.

Исходя из трактовки понятия "публичные нормативные обязательства", обязательства относятся к публичным нормативным обязательствам при соблюдении ряда условий:

  • они являются обязательствами самого публично-правового образования (например муниципалитета) перед физическим лицом;
  • подлежат исполнению перед физическим лицом в денежной форме;
  • размер обязательства установлен в денежном выражении в законодательном акте;
  • размер (или порядок индексации) выплаты установлен законом (иным нормативным правовым актом);
  • для осуществления выплаты не требуется согласие получателя выплаты и заключения договора.

Социальные выплаты физическим лицам, не имеющие установленный соответствующим законом или нормативным правовым актом размер или порядок индексации, определяющиеся расчетным путем (например исходя из объемов потребляемых жилищно-коммунальных услуг), не являются публичными нормативными обязательствами (письмо Минфина России от 19.12.2018 N 02-05-11/92551).

Положениями п. 4 ст. 4, п. 2 ст. 5 Закона Иркутской области от 23.10.2006 N 63-ОЗ "О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей" (далее - Закон N 63-ОЗ), ст. 3 закона Иркутской области от 07.06. 2021 N 38-ОЗ "Об обеспечении бесплатным питанием обучающихся общеобразовательных организаций в Иркутской области" (далее - Закон N 38-ОЗ) определено, что дети из многодетных и малоимущих семей, обучающиеся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечиваются один раз в день бесплатным питанием, а при отсутствии организованного питания - набором продуктов питания.

Финансирование расходов на обеспечение обучающихся бесплатным питанием, за исключением расходов на обеспечение бесплатным горячим питанием и бесплатным питьевым молоком обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных общеобразовательных организациях, по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организациях, в том числе обучение которых в соответствии с законодательством об образовании организовано на дому, осуществляется за счет средств областного бюджета (ст. 8 Закона N 38-ОЗ). Обеспечение бесплатным питанием осуществляется исходя из его расчетной стоимости, устанавливаемой правительством Иркутской области дифференцированно в зависимости от кратности питания и места расположения общеобразовательных организаций - районы Крайнего Севера, Иркутской области, местности, приравненные к районам Крайнего Севера, иные местности Иркутской области (п. 4 ст. 7 Закона N 38-ОЗ).

Из нормативно-правовых актов Иркутской области следует, что в определенных Законом N 63-ОЗ, Законом N 38-ОЗ случаях мера социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным питанием школьников из многодетных и малообеспеченных семей реализуется посредством выдачи наборов продуктов питания (предоставляется в "натуральной форме"). Одним из критериев отнесения расходного обязательства к публичным нормативным обязательствам является условие их предоставления физическим лицам в денежной форме. При выдаче набора продуктов питания данный критерий отнесения публичного обязательства к публичному нормативному обязательству не выполняется. В связи с этим считаем, что расходные обязательства на приобретение продуктов питания для выдачи их школьникам из малообеспеченных и малоимущих семей можно отнести к публичным обязательствам. Однако окончательное решение об отнесении указанных в вопросе расходных обязательств к публичным нормативным обязательствам должно быть принято финансовым органом публично-правового образования.

Поскольку финансовое обеспечение расходов, о которых идет речь в рассматриваемой ситуации, осуществляется за счет средств областного бюджета, то решение об отнесении данных расходных обязательств к публичным нормативным обязательствам принимается финансовым органом субъекта РФ (Иркутской области). Такие расходные обязательства должны быть включены в Реестр расходных обязательств Иркутской области как публичные нормативные обязательства.

В случае если финансовым органом публично-правового образования расходные обязательства на приобретение продуктов питания для выдачи их школьникам из малообеспеченных и малоимущих семей отнесены к публичным нормативным обязательствам, то для отражения таких расходов применяется КРВ 313 "Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам" и подстатья 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" (п. 53.3.1.3 Порядка N 82н, п. 10.6.3 Порядка N 209н).

В случае если финансовым органом публично-правового образования расходные обязательства на приобретение продуктов питания для выдачи их школьникам из малообеспеченных и малоимущих семей отнесены к публичным обязательствам, то для отражения таких расходов применяется КВР 323 "Приобретение товаров, работ и услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" и подстатья 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ (п. 53.3.2.3 Порядка N 82н, п. 10.6.3 Порядка N 209н). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сильвестрова Татьяна 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина 

20 апреля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.