Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В бюджетное учреждение поступили документы за электроэнергию за декабрь 2022 года после сдачи годовой отчетности. С ресурсоснабжающей организацией заключен договор на определенную сумму. В декабре 2022 года на оставшуюся сумму по договору учреждение приняло обязательства по электроэнергии счетами 506 20, 502 21, без создания резерва. Тариф за электроэнергию нерегулируемый, не имеет фиксированной цены и каждый месяц меняется, поэтому учреждение не могло оценить сумму согласно п. 9 Стандарта "Резервы". Также резерв должен создаваться без учета налогов согласно п. 18 Стандарта "Резервы", и у учреждения также не было данных ни о сумме, ни о налогах. Является ли нарушением то, что не был создан резерв?

В бюджетное учреждение поступили документы за электроэнергию за декабрь 2022 года после сдачи годовой отчетности. С ресурсоснабжающей организацией заключен договор на определенную сумму. В декабре 2022 года на оставшуюся сумму по договору учреждение приняло обязательства по электроэнергии счетами 506 20, 502 21, без создания резерва. Тариф за электроэнергию нерегулируемый, не имеет фиксированной цены и каждый месяц меняется, поэтому учреждение не могло оценить сумму согласно п. 9 Стандарта "Резервы". Также резерв должен создаваться без учета налогов согласно п. 18 Стандарта "Резервы", и у учреждения также не было данных ни о сумме, ни о налогах. Является ли нарушением то, что не был создан резерв?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если в учетной политике учреждения не определен конкретный вид резервов предстоящих расходов, утверждать однозначно, что в данной ситуации учреждение допустило ошибку, которая привела к искажению отчетности, нельзя.

В то же время, в целях предотвращения спорных ситуаций с контролирующими органами, учреждению целесообразно закрепить в учетной политике виды резервов, методы оценки обязательств, периодичность начисления, даты их признания в учете. 

Обоснование вывода:

Исходя из положений п. 302.1 Инструкции N 157н в целях своевременного отражения в бухгалтерском учете и отчетности расходов (затрат) по факту хозяйственной жизни, который завершился (обязательство исполнено контрагентом, услуги оказаны), но признать кредиторскую задолженность (и соответствующее денежное обязательство) в определенном размере еще не представляется возможным из-за отсутствия первичных учетных документов, может быть создан резерв предстоящих расходов, в том числе и по коммунальным услугам. Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Таким образом, если в учетной политике учреждения не определен конкретный вид резервов предстоящих расходов, утверждать, что в данной ситуации учреждение допустило ошибку, которая привела к искажению отчетности, однозначно нельзя.

В то же время резервы создаются с целью формирования полной и достоверной информации об обязательствах организации бюджетной сферы по методу начисления (пп. 16, 18 федерального стандарта "Концептуальные основы..."). Отражение экономически обоснованных резервов в отчетности позволит обеспечить внутренним и внешним пользователям более полное и достоверное представление о состоянии обязательств учреждения, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (п. 18 Стандарта "Концептуальные основы ...", п. 3 Инструкции N 157н).

В связи с этим не исключаем, что могут присутствовать риски возникновения спорных ситуаций с контролирующими органами в части искажения бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия информации об отложенных обязательствах, подлежащих учету в качестве резервов предстоящих расходов. Для того чтобы минимизировать данные риски, учреждению целесообразно в учетной политике четко закрепить определенные виды резервов, методы оценки обязательств, периодичность начисления, даты их признания в учете. Также в рамках формирования учетной политики рабочий план счетов должен быть детализирован по счетам 0 502 09 000 "Отложенные обязательства" и 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (п. 3 Инструкции N 157н, Приложение 1 к письму Минфина России от 07.04.2015 N 02-07-07/19450, подп. "б" п. 9 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").

Так как резерв признается в сумме, представляющей собой расчетно (документально) обоснованную оценку обязательства, полагаем, что в данной ситуации (стоимость электроэнергии не имеет фиксированной цены) учреждение может рассчитать размер резерва предстоящих расходов за декабрь исходя из показаний приборов учета и минимального тарифа, который применяется в текущем году. Однако конкретный вид резерва и способ его отражения следует закрепить в учетной политике. Учитывая, что в соответствии с п. 18 Стандарта "Резервы" при оценке величины резерва не принимаются в расчет суммы налогов, подлежащие уплате в связи с исполнением обязательства, сумма резерва принимается к учету без учета НДС. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Селина Елена 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина 

11 апреля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.