Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В 2023 году при проверке годовой отчетности ГРБС за 2022 год органом внешнего муниципального финансового контроля выявлено несоответствие Главной книги и Баланса (ф. 0503130): показатели по строкам 010 и 021 графы 6 Баланса (ф.0503130) не идентичны данным Главной книги по счету учета 1 101 00 000 и счету 1 104 00 000 по каждому показателю. На дату обнаружения ошибки бюджетная отчетность ГРБС подписана и утверждена. Консолидированная бюджетная отчетность финансового органа утверждена. Орган внешнего муниципального финансового контроля предлагает исправить нарушение в следующем порядке: составить бюджетную отчетность на основании данных Главной книги в соответствии с п. 7 Инструкции N 191н в отчетном периоде 2022 года. Какой порядок исправления выявленного нарушения и в каком отчетном периоде необходимо исправить нарушение?

В 2023 году при проверке годовой отчетности ГРБС за 2022 год органом внешнего муниципального финансового контроля выявлено несоответствие Главной книги и Баланса (ф. 0503130): показатели по строкам 010 и 021 графы 6 Баланса (ф.0503130) не идентичны данным Главной книги по счету учета 1 101 00 000 и счету 1 104 00 000 по каждому показателю. На дату обнаружения ошибки бюджетная отчетность ГРБС подписана и утверждена. Консолидированная бюджетная отчетность финансового органа утверждена. Орган внешнего муниципального финансового контроля предлагает исправить нарушение в следующем порядке: составить бюджетную отчетность на основании данных Главной книги в соответствии с п. 7 Инструкции N 191н в отчетном периоде 2022 года. Какой порядок исправления выявленного нарушения и в каком отчетном периоде необходимо исправить нарушение?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации для устранения замечаний, полученных от контрольно-счетного органа по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности, ГАБС местного бюджета необходимо обратиться в финорган с целью определения возможности внесения уточнений в принятую бюджетную отчетность.

Полагаем, что для уточнения комплекта годовой бюджетной отчетности ГАБС, принятой финорганом муниципального образования, учитывая сроки, установленные п. 298 Инструкции N 191н, выявленные при внешней проверке недостатки (ошибки) должны быть признаны существенными органом, уполномоченным на формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ. 

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится в том числе установление порядка осуществления контроля за исполнением местного бюджета и утверждения отчета об исполнении местного бюджета. ГАБС местного бюджета представляют бюджетную отчетность в финансовые органы муниципальных образований в установленные ими сроки (п. 1 ст. 264.2 БК РФ). Бюджетная отчетность муниципальных образований составляется финансовыми органами муниципальных образований на основании бюджетной отчетности соответствующих ГАБС (п. 2 ст. 264.2 БК РФ).

Годовые отчеты об исполнении местных бюджетов подлежат утверждению муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования (п. 5 ст. 264.2 БК РФ). До его рассмотрения в законодательном (представительном) органе он подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности ГАБС и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета (п. 1 ст. 264.4 БК РФ).

Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований БК РФ и с учетом особенностей, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 264.4 БК РФ).

Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц (п. 3 ст. 264.4 БК РФ).

Орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС (п. 4 ст. 264.4 БК РФ). Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением в местную администрацию (п. 5 ст. 264.4 БК РФ).

Порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета устанавливается соответствующим законодательным (представительным) органом в соответствии с положениями БК РФ (п. 1 ст. 264.5 БК РФ). Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются пояснительная записка к нему, содержащая анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, и сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований, проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством РФ (п. 2 ст. 264.5 БК РФ).

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета. В случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц (п. 3 ст. 264.5 БК РФ).

Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года (п. 4 ст. 264.5 БК РФ).

В целях обеспечения достоверности бюджетной отчетности федеральных ГАБС при выявлении в ходе контрольных мероприятий существенных нарушений (ошибок), влияющих на достоверность показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности за отчетный период, бюджетная отчетность (бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений) подлежит уточнению с учетом исправления существенных ошибок (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 25.04.2022 NN 02-06-07/37315, 07-04-05/02-10034). Так, для федеральных ГАБС порядок внесения уточнений в бюджетную отчетность прямо предусмотрен п. 293 Инструкции N 191н, для органов, уполномоченных на формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ, - п. 299 Инструкции N 191н. При этом внесение уточнений в годовую бюджетную отчетность ГАБС в любом случае осуществляется по согласованию с финорганом соответствующего публично-правового образования, а в определенных случаях - с Минфином России.

Ошибка отчетного периода, выявленная в ходе осуществления внешнего финансового контроля, после даты принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности, но до даты её утверждения исправляется в соответствии с п. 30 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" (п. 31 Стандарта).

Датой утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей Стандарта считается дата принятия уполномоченным органом решения о включении данных такой бухгалтерской (финансовой) отчетности в консолидированную отчетность, но не позднее даты представления консолидированной отчетности уполномоченным органом. Порядок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании внесения изменений в принятую бюджетную отчетность ГАБС определяется финорганом соответствующего публично-правового образования (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 25.04.2022 NN 02-06-07/37315, 07-04-05/02-10034).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации ГАБС местного бюджета необходимо обратиться в финорган с целью определения возможности внесения уточнений в принятую ранее бюджетную отчетность. Полагаем, что для уточнения комплекта годовой бюджетной отчетности ГАБС, принятой финорганом муниципального образования, учитывая сроки, установленные п. 298 Инструкции N 191н, выявленные при внешней проверке недостатки (ошибки) должны быть признаны существенными органом, уполномоченным на формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна 

11 апреля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.