Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение заключило контракт на поставку нефтепродуктов. В рамках данного контракта продавцу в результате ненадлежащего исполнения обязательств предъявлена неустойка. Условиями контракта предусмотрено, что сумма неустойки удерживается из средств, подлежащих перечислению исполнителю, или исполнитель уплачивает полную сумму неустойки. Продавец извещен об удержании неустойки в письменном виде (предъявлена претензия). Возможны судебные разбирательства. Казенное учреждение наделено полномочиями администратора поступлений в бюджет муниципального образования в полном объеме. Как отразить в бюджетном учете рассматриваемую ситуацию?

Казенное учреждение заключило контракт на поставку нефтепродуктов. В рамках данного контракта продавцу в результате ненадлежащего исполнения обязательств предъявлена неустойка. Условиями контракта предусмотрено, что сумма неустойки удерживается из средств, подлежащих перечислению исполнителю, или исполнитель уплачивает полную сумму неустойки. Продавец извещен об удержании неустойки в письменном виде (предъявлена претензия). Возможны судебные разбирательства. Казенное учреждение наделено полномочиями администратора поступлений в бюджет муниципального образования в полном объеме. Как отразить в бюджетном учете рассматриваемую ситуацию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Доходы в виде штрафных санкций за нарушение условий договоров о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг подлежат отражению по дебету счета 1 209 41 56Х "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)".

Уменьшение обязательств перед контрагентом в сумме неустойки, перечисленной в доход бюджета, может быть отражено по дебету счета 1 302 34 83Х "Расчеты по приобретению материальных запасов" в корреспонденции с кредитом счета 1 304 05 ХХХ "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом". 

Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, что при подготовке ответа на данный вопрос нами не рассматривался вопрос правомерности удержания казенным учреждением суммы предъявленной, но не несогласованной суммы неустойки из подлежащих перечислению контрагенту средств.

В соответствии п. 86 Инструкции N 162н суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, иных санкций, отражаются по дебету счета 1 209 41 56Х "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" и кредиту счета 1 401 10 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)", 1 401 40 141 "Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)".

Согласно п. 32 Стандарта "Доходы" к доходам по штрафам, пеням, неустойкам относятся экономические выгоды (или полезный потенциал), полученные или ожидаемые к получению. Для отражения в учете ожидаемых (прогнозных) доходов от пеней, когда у субъекта учета отсутствует уверенность в получении денежных средств, начисление доходов следует отражать с применением счета счет 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов" (п. 301 Инструкции N 157н).

Следовательно, если сумма предъявленных штрафных санкций не согласована с контрагентом, возможно решение спора в судебном порядке (как следует из вопроса), то начисление неустойки осуществляется с использованием счета 1 401 40 141 "Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)" (п. 7 Стандарта "Доходы", п. 301 Инструкции N 157н). В составе доходов текущего года подобные доходы могут быть признаны, например, по решению суда (п. 120 Инструкции N 162н).

Вместе с тем считаем, что если учреждением будет принято решение о проведении удержания неустойки из суммы контракта и, соответственно, ее перечислении в доход бюджета, оснований для учета суммы неустойки в составе доходов будущих периодов нет. Следовательно, доходы в виде неустойки могут быть признаны доходами текущего года на основании принятия решения о проведении зачета. При этом если решение об удержании суммы неустойки принято непосредственно при предъявлении претензии контрагенту, то начисление дохода может осуществляться сразу с применением счета 1 401 10 141.

Отметим, что исполнение бюджета по доходам и расходам, исходя из статей 218, 219 БК РФ, путем прекращения обязательства зачетом, без использования единого счета бюджета, не предусмотрено (письма Минфина России от 30.12.2020 N 02-06-05/116673, от 04.10.2019 N 02-07-10/76491, от 27.09.2019 N 02-07-10/74595). В связи с чем Инструкция N 162н не содержит типовых корреспонденций для отражения зачета взаимных требований на сумму предъявленной неустойки.

Вместе с тем, принимая во внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ неустойки относятся к неналоговым доходам бюджетов и подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета по нормативу 100% (п. 16 ст. 46 БК РФ), в отдельных случаях, в рамках урегулирования претензий по взаимным требованиям, может быть принято решение о перечислении причитающейся контрагенту суммы, в размере неустойки, суммы в доход бюджета (письмо Минфина России от 04.10.2019 N 02-07-10/76491). В случае принятия решения о проведении зачета встречных требований проводки в части отражения подобных хозяйственных ситуаций учреждению следует разработать самостоятельно, закрепив в учетной политике, с соблюдением требований п. 2 Инструкции N 162н.

Одним из вариантов отражения данной ситуации в учете может быть вариант, при котором дополнительные бюджетные и денежные обязательства не принимаются при прекращении встречных требований зачетом (удержании неустойки). Часть задолженности перед поставщиком, которая числится на счете 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", погашается путем перечисления зачтенных (удержанных) сумм неустоек в доход бюджета (письмо Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959). Перечисление средств в доход бюджета отражается по тому же коду бюджетной классификации, по которому оплачивается основной долг по контракту.

Таким образом, рассматриваемая ситуация в бюджетном учете казенного учреждения может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:

1. Дебет КРБ 1 501 13 ХХХ Дебет КРБ 1 502 11 ХХХ

  • отражены принятые бюджетные обязательства в сумме контракта;

2. Дебет КРБ 1 105 3Х 34Х (1 106 34 34Х) Кредит КРБ 1 302 34 73Х

  • отражено признание кредиторской задолженности перед контрагентом в размере стоимости поставленного товара;

3. Дебет КРБ 1 502 11 ХХХ Дебет КРБ 1 502 12 ХХХ

  • отражено принятое денежное обязательство в размере стоимости поставленного товара;

4. Дебет КДБ 1 209 41 56Х Кредит КДБ 1 401 40 141

  • начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика при предъявлении претензии контрагенту;

5. Дебет КДБ 1 401 40 141 Кредит КДБ 1 401 10 141

  • признание доходов текущего года по сумме удержанной неустойки при принятии решения об ее удержании из суммы основного долга по контракту;

6. Дебет КРБ 1 302 34 83Х Кредит КРБ 1 304 05 34Х

  • сумма удержанных штрафных санкций перечислена на лицевой счет администратора доходов;

7. Дебет КДБ 1 210 02 141 Кредит КДБ 1 209 41 66Х

  • сумма удержанных штрафных санкций зачислена в доход бюджета;

8. Дебет КРБ 1 302 34 83Х Кредит КРБ 1 304 05 34Х

  • отражено погашение задолженности перед контрагентом при перечислении средств в оплату поставленного товара в размере, уменьшенном на сумму удержанных штрафных санкций. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Селина Елена 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина 

15 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.