Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На балансе бюджетного учреждения на счете 204 34 "Иные формы участия в капитале" учтены объекты финансовых вложений - участие в уставном капитале малых инновационных предприятий (в виде права пользования нематериальным активом). Лицензионный договор действует до 2025 года. По состоянию на 31.12.2022 два предприятия, в которых бюджетное учреждение имеет долю в уставном капитале, находятся в процессе ликвидации по решению налогового органа (это указано в выписке из ЕГРЮЛ). Как учитывать финансовые вложения при составлении годовой бухгалтерской отчетности? Нужно ли списывать финансовые вложения со счета 204 34 по состоянию на отчетную дату?

На балансе бюджетного учреждения на счете 204 34 "Иные формы участия в капитале" учтены объекты финансовых вложений - участие в уставном капитале малых инновационных предприятий (в виде права пользования нематериальным активом). Лицензионный договор действует до 2025 года. По состоянию на 31.12.2022 два предприятия, в которых бюджетное учреждение имеет долю в уставном капитале, находятся в процессе ликвидации по решению налогового органа (это указано в выписке из ЕГРЮЛ). Как учитывать финансовые вложения при составлении годовой бухгалтерской отчетности? Нужно ли списывать финансовые вложения со счета 204 34 по состоянию на отчетную дату?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если по состоянию на отчетную дату право пользования нематериальным активом не было отозвано учреждением, лицензионный договор не был расторгнут и программное обеспечение продолжает числиться в учете предприятий, списывать финансовые вложения со счета 204 34 "Иные формы участия в капитале" некорректно.
Запись в выписке из ЕГРЮЛ, указывающая на действующий процесс ликвидации юридического лица, также не является основанием для списания финансовых вложений учреждения со счета 204 34 "Иные формы участия в капитале".
Основанием для отражения в учете учреждения - учредителя юридических лиц операции по списанию вложений в уставный капитал является выписка из ЕГРЮЛ, свидетельствующая о том, что процесс ликвидации окончательно завершен и предприятия официально прекратили свою деятельность.

Обоснование вывода:
Учреждения бюджетной сферы могут осуществлять финансовые вложения в порядке, установленном действующим законодательством. К финансовым вложениям относятся активы, способные приносить учреждению экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.). Одним из способов осуществления финансовых вложений учреждениями бюджетной сферы является участие в уставных капиталах (фондах) организаций.
Бюджетные учреждения в интересах достижения целей, предусмотренных уставом, вправе выступать учредителем (участником) некоммерческих организаций и в случаях, установленных законодательством, хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств (п. 6 ст. 66 ГК РФ, пп. 2, 4 ст. 24 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Бюджетное учреждение с согласия собственника вправе передавать таким организациям в качестве их учредителя (участника) денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ст. 66.1 ГК РФ вкладом в уставный капитал хозяйственного общества могут выступать денежные средства, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку (например права использования результатов интеллектуальной деятельности).
При оплате доли в уставном капитале путем предоставления предприятию права использования объекта интеллектуальной собственности такое право передается в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством (п. 2 ст. 1232 ГК РФ).
Для целей бухгалтерского учета учет вложений в уставный капитал хозяйственного общества бюджетными учреждениями осуществляется на счете 2 204 34 000 "Иные формы участия в капитале" (п. 194 Инструкции N 157н, п. 88 Инструкции N 174н).
При вкладе в уставные капиталы хозяйственных обществ только права использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые сохраняются за учреждениями, т.е. без передачи самого нематериального актива, в учете бюджетного учреждения отражается следующая бухгалтерская запись: Дебет 2 204 34 530 Кредит 2 401 10 189 "Иные доходы" (п. 90 Инструкции N 174н).
В рассматриваемой ситуации участие бюджетного учреждения в уставном капитале малых инновационных предприятий представляет собой право пользования нематериальным активом. Если на отчетную дату право пользования не было отозвано учреждением, лицензионный договор не был расторгнут и программное обеспечение продолжает числиться в учете предприятий, списывать финансовые вложения со счета 204 34 "Иные формы участия в капитале" некорректно.
Из вопроса следует, что на отчетную дату предприятия, в которых бюджетное учреждение имеет долю в уставном капитале, находятся в процессе ликвидации по решению налогового органа.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе принимать решения об исключении из ЕГРЮЛ юридических лиц в случаях и порядке, установленных ст. 64.2 ГК РФ, ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации). Одним из таких случаев является соблюдение одновременно следующих признаков недействующего юридического лица (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 и п. 2 ст. 21.1 Закона о госрегистрации):
а) юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;
б) юридическое лицо в течение указанного срока не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
При этом ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Закона о госрегистрации).
В данной ситуации по состоянию на отчетную дату процесс ликвидации предприятий еще не завершен, о чем указывает соответствующая запись в выписке из ЕГРЮЛ. Как правило, процесс ликвидации включает в себя несколько этапов, которые могут длиться достаточно продолжительное время. Сама процедура ликвидации завершается прекращением деятельности юридического лица и внесением отметки о закрытии лица в ЕГРЮЛ. Следовательно, отражать списание вложений в уставный капитал предприятий необходимо датой исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ, когда процедура ликвидации будет официально завершена.
Таким образом, запись в выписке из ЕГРЮЛ, указывающая на действующий процесс ликвидации юридического лица, не является основанием для списания финансовых вложений бюджетного учреждения со счета 204 34 "Иные формы участия в капитале".
Основанием для отражения в учете учреждения - учредителя юридических лиц операции по списанию вложений в уставный капитал является выписка из ЕГРЮЛ, свидетельствующая о том, что процесс ликвидации окончательно завершен и предприятия официально прекратили свою деятельность.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Финансовые вложения. Счет 204 00 (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Вложения в уставный капитал, фонд организаций (для бюджетной сферы);
- Вопрос: Отражение в учете администрации муниципального образования ликвидации учрежденного общества (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Четина Ирина

Ответ прошел контроль качества

21 января 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.