Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере С 1 января 2023 года НДФЛ и страховые взносы перечисляются единым налоговым платежом с подачей уведомлений. При этом существует возможность продолжить оформлять распоряжения на перевод денежных средств на уплату конкретного налогового платежа с указанием в них соответствующего КБК. Как правильно оформляются платежные поручения в обоих случаях (КБК, КВР)? Как правильно отразить начисление и уплату НДФЛ и страховых взносов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (проводки) в обоих случаях? Если есть филиалы, как правильно в этом случае нужно перечислить НДФЛ (в налоговую головной организации или по месту нахождения филиалов)?

С 1 января 2023 года НДФЛ и страховые взносы перечисляются единым налоговым платежом с подачей уведомлений. При этом существует возможность продолжить оформлять распоряжения на перевод денежных средств на уплату конкретного налогового платежа с указанием в них соответствующего КБК. Как правильно оформляются платежные поручения в обоих случаях (КБК, КВР)? Как правильно отразить начисление и уплату НДФЛ и страховых взносов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (проводки) в обоих случаях? Если есть филиалы, как правильно в этом случае нужно перечислить НДФЛ (в налоговую головной организации или по месту нахождения филиалов)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы НДФЛ и страховых взносов уплачиваются по элементам видов расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" и КВР 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений" соответственно.
Вне зависимости от сделанного бюджетным учреждением выбора в пользу уведомлений или формирования распоряжений на перевод денежных средств по соответствующим КБК, учитывая разные элементы видов расходов, на суммы НДФЛ и страховых взносов формируются отдельные платежные поручения.
При перечислении ЕНП в платежном поручении указывается код классификации доходов бюджета 000 01 06 12 01 01 0000 510.
При выборе в пользу распоряжений на перевод денежных средств в части НДФЛ указывается код классификации доходов бюджета 000 1 01 02010 01 1000 110. В части страховых взносов по единому страховому тарифу отдельного кода доходов бюджета не предусмотрено, поэтому учреждению необходимо обратиться за соответствующими разъяснениями в налоговый орган.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения по расчетам с бюджетам по единому налоговому платежу и страховым взносам по единому страховому тарифу предполагается применение счета 303 14 "Расчеты по единому налоговому платежу" и 303 15 "Расчеты по единому страховому тарифу" соответственно.
При наличии обособленных подразделений уплата НДФЛ осуществляется по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Обоснование вывода:
С 01.01.2023 в обязанность налогоплательщика (налогового агента), плательщика страховых взносов, помимо представления налоговых деклараций (расчетов), вменяется и новая обязанность - представлять в ФНС уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве ЕНП. Фактически такое уведомление является еще одним отчетным документом, цель формирования которого - предоставить налоговому органу информацию о начислениях для корректного разнесения совокупной обязанности на ЕНС и зачета ЕНП по тем налогам и страховым взносам:
- которые уплачиваются до представления соответствующей налоговой отчетности (к примеру, страховые взносы уплачиваются ежемесячно, а расчет по страховым взносам представляется ежеквартально);
- в отношении которых обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Форма уведомления, формат и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 02.11.2022 N ЕД-7-8/1047@. При оформлении уведомления необходимо указать конкретные КБК (коды доходов), относящиеся к соответствующим налогам, сборам, страховым взносам, ОКТМО, налоговый период, срок уплаты. Фактически по реквизитному составу - это прежняя форма платежного документа.
Срок подачи уведомления - не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (соблюдается единый срок предоставления деклараций и расчетов).
При этом в 2023 году у бюджетного учреждения есть возможность сделать выбор:
- в пользу уведомления;
- или вместо уведомления продолжить оформлять распоряжения на перевод денежных средств, т. е. привычные платежные поручения на уплату конкретного налогового платежа с указанием в них соответствующего КБК.
Воспользоваться вторым вариантом можно только при условии, что ранее налогоплательщик не представлял в налоговый орган предусмотренные НК РФ уведомления (ч. 12 и ч. 14 ст. 4 Закона N 263-ФЗ). Один раз представив уведомление по новой форме, организация утрачивает право предоставлять вместо уведомления платежный документ.
Свой выбор необходимо зафиксировать в учетной политике. При этом исходя из положений Закона N 263-ФЗ, сделав изначально выбор в пользу уведомления, изменить этот вариант уже не получится (ч. 14 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).

I. Платежные поручения

I.I В случае, если бюджетное учреждение не будет применять уведомления, то платежные поручения будут формироваться отдельно на сумму НДФЛ и отдельно на сумму страховых взносов с указанием соответствующих КБК.
Если в таком распоряжении будут допущены ошибки, неточности, которые не позволят налоговому органу однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджета, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности, то такое уведомление будет считаться непредставленным, а информация, в нем содержащаяся, не будет отражена в совокупной обязанности налогоплательщика. В этом случае нельзя будет и уточнить такое распоряжение. То есть фактически налогоплательщику придется оформлять уведомление (ч. 16 ст. 4 Закона N 263-ФЗ), которое при единичном направлении должно будет предоставляться в дальнейшем постоянно.
В соответствии с Приказом N 75н при формировании распоряжений на перечисление денежных средств в части НДФЛ указывается код классификации доходов бюджета 000 1 01 02010 01 1000 110 "НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент (в частности, работодатели) (по ставке 13% в отношении доходов, не превышающих 5 млн рублей, или по ставке 30% в отношении доходов, полученных налоговыми нерезидентами)".
При этом в части страховых взносов, которые уплачиваются по единому страховому тарифу, Приказом N 75н не предусмотрен соответствующий код классификации доходов бюджета. Ввиду неурегулированности ситуации по вопросу указания корректного КБК в распоряжении на перевод денежных средств бюджетному учреждению необходимо обратиться за разъяснениями в соответствующий налоговый орган.
I.II При выборе в пользу уведомления в Приказе N 75н для уплаты ЕНП в 2023 году указан код источников финансирования дефицита бюджета 000 01 06 12 01 01 0000 510 "Увеличение финансовых активов за счет операций по единому налоговому платежу организации, индивидуального предпринимателя". Данный КИФ применяется в текущем году для уплаты ЕНП организациями и ИП, применяющими особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов) в период с 01.07.2022 по 31.12.2022 (смотрите письмо Федеральной налоговой службы от 02.08.2022 N КЧ-4-8/9976@). Применение КИФ вместо КДБ для перечисления ЕНП соответствует изменениям, внесенным в БК РФ, - с 2023 года операции, связанные с единым налоговым платежом, отражаются на лицевом счете администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, а суммы ЕНП включаются в состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета до их распределения между бюджетами по соответствующим КБК на основании распоряжений налогового органа о зачете единого налогового платежа (п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 94, п. 3 ст. 242.16 БК РФ в ред. Закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ).
Для организаций государственного сектора порядок применения бюджетной классификации регулируется с 2023 года Порядками N 209н и 82н. Уплата НДФЛ и страховых взносов осуществляется по соответствующим кодам бюджетной классификации, в частности, КВР 111 "Фонд оплаты труда учреждений" и КВР 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений" соответственно (п. 53.1 Приказа N 82н). Внедрение системы ЕНП не меняет порядок перечислений - кассовое исполнение, как и прежде, отражается по соответствующим КБК (смотрите письмо Минфина России от 19.08.2022 N 02-05-10/81409).
Соответственно, при переходе на уведомления бюджетное учреждение, как и прежде, будет формировать два распоряжения на перевод денежных средств с указанием соответствующего кода вида расходов, однако код классификации доходов бюджета в обоих платежных поручениях будет указываться единый - 000 01 06 12 01 01 0000 510.
II. В части отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения начисления и уплаты НДФЛ и страховых взносов отметим следующее.
Для учета расчетов по НДФЛ действующими Инструкциями N 157н, N 174н предусмотрен счет 303 01 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" (п. 263 Инструкции N 157н).
Поскольку начиная с 1 января 2023 года страховые взносы следует начислять единой суммой, финансовым ведомством предусмотрен новый счет бухгалтерского учета для ведения расчетов с бюджетом в части обязательств по уплате ЕСТ - счет 303 15 "Расчеты по единому страховому тарифу" (смотрите Проект приказа Минфина России от 03.11.2022). Порядок начислений при этом останется как и предусмотренный ранее по страховым взносам, изменится лишь номер счета.
При этом введение нового механизма уплаты налогов, страховых взносов с 1 января 2023 года вызвало необходимость предусмотреть в Едином плане счетов новый счет бухгалтерского учета для ведения расчетов с бюджетом в части уплаты ЕНП - счет 303 14 "Расчеты по единому налоговому платежу" (смотрите Проект приказа Минфина России от 03.11.2022).
Изначально перечисленные в ФНС денежные средства предполагается учитывать именно на счете 303 14, а на основании принятого налоговой службой решения о зачете сумм ЕНП в счет уплаты конкретных налогов и взносов начисленная задолженность по налогам, сборам, страховым взносам и расчеты по ЕНП могут быть закрыты. Такую информацию налоговые органы будут предоставлять только по запросу. А значит, задача бухгалтера - ежемесячно получать необходимую информацию из налоговой службы для своевременного и корректного отражения в учете исполнения обязанности по уплате налогов, страховых взносов. Для получения информации необходимо оформить заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.11.2022 N ЕД-7-19/1086@.
Отметим, что согласно ч. 13 ст. 4 Закона N 263-ФЗ денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, также учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со ст. 45 НК РФ.
Соответственно, вне зависимости от сделанного бюджетным учреждением выбора в пользу уведомлений или распоряжений на перевод денежных средств перечисленные суммы НДФЛ и страховых взносов предполагается отражать с применением счета 303 14.
Таким образом, считаем, что в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть сделаны следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет Х 302 11 837 Кредит Х 301 01 731
- отражено удержание НДФЛ из заработной платы работников;
2. Дебет Х 401 20 213 (Х 109 ХХ 213) Кредит Х 303 15 731
- начислены страховые взносы на заработную плату (ЕСТ);
3. Дебет Х 303 14 831 Кредит Х 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (КВР 111, КОСГУ 211)
- перечислен НДФЛ;
4. Дебет Х 303 14 831 Кредит Х 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (КВР 119, КОСГУ 213)
- перечислены страховые взносы;
5. Дебет Х 303 01 831 Кредит Х 303 14 731
Дебет Х 303 15 831 Кредит Х 303 14 731
- произведен зачет согласно данным, представленным ФНС, НДФЛ и страховых взносов.
III. При наличии обособленных подразделений норма п. 7 ст. 226 НК РФ не изменилась в части уплаты НДФЛ по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Также осталось и возможность при наличии нескольких обособленных подразделений на территории одного муниципального образования перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, выбранным налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного п. 2 ст. 230 НК РФ.
Считаем необходимым отметить, что при выборе в пользу представления уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве ЕНП, такое уведомление представляется в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика (головного учреждения) (ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- ЕНП и ЕСТ глазами бухгалтера и финансиста бюджетной сферы (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, 2022 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

11 января 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.