Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Администрация сельского поселения как получатель бюджетных средств приобрела деревья (посадочный материал) для высадки хозяйственным способом в рамках благоустройства парка (находится в казне). Как учесть в бюджетном учете приобретенные деревья для благоустройства парка? На каком счете 101 или 108 их необходимо учитывать?

Администрация сельского поселения как получатель бюджетных средств приобрела деревья (посадочный материал) для высадки хозяйственным способом в рамках благоустройства парка (находится в казне). Как учесть в бюджетном учете приобретенные деревья для благоустройства парка? На каком счете 101 или 108 их необходимо учитывать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если деревья в целях благоустройства парка используются администрацией для решения вопросов местного значения в соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ, то такие объекты вполне обоснованно могут быть приняты к учету в состав имущества казны на соответствующий счет аналитического учета счета 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны".

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. На основании ст. 125 и ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника могут осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, ст. 296 ГК РФ (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну сельского поселения (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местная администрация обладает правами юридического лица, а в соответствии с п. 2 ст. 41 данного закона она является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица.
Иными словами, администрация сельского поселения одновременно наделена полномочиями органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, финансового органа, а также муниципального казенного учреждения. Следовательно, администрация муниципального образования может выделить две категории имущества, которое по объективным причинам не может быть закреплено за каким-либо муниципальным учреждением на праве оперативного управления:
- имущество, которое непосредственно будет использоваться администрацией для осуществления управленческих функций;
- имущество, которое будет использоваться публично-правовым образованием для решения вопросов местного значения в соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ.
Первая категория имущества может быть закреплена за самой администрацией на праве оперативного управления и отражена в бюджетном учете в качестве соответствующих объектов нефинансовых активов на балансовом счете 101 00 "Основные средства" (п. 38 Инструкции N 157н). К таким объектам, в частности, можно отнести здание и (или) помещения администрации, технику, мебель, автомобили и иные объекты которые используются сотрудниками для осуществления деятельности администрации как получателя бюджетных средств.
Вторая категория имущества, как правило, относится к имуществу казны соответствующего публично-правового образования и учитывается на счете 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны" (п. 141 Инструкции N 157н).
Согласно ст. 14 Закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся:
- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
- утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, если благоустройство общественной территории в части озеленения парка осуществляется в рамках выполнения полномочий администрации сельского поселения по созданию условий для массового отдыха жителей, во исполнение требований правил благоустройства территории поселения, то в такой ситуации деревья вполне обоснованно могут быть приняты в установленном порядке к учету в состав имущества казны на соответствующий счет аналитического учета счета 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны".
Принятие решения об отражении в учете в качестве объектов нефинансовых активов относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее - комиссия), которая самостоятельно принимает решение (п. 34 Инструкции N 157н). Комиссия исходит, прежде всего, из функционального назначения, направления использования объекта имущества и срока его полезного использования и принимает решение на основании профессионального суждения ее членов.
При принятии решения комиссия должна руководствоваться в том числе п. 39, 45 Инструкции N 157н, п. 8 Стандарта "Основные средства".
В соответствии с п. 118 Инструкции N 157н посадочный материал включается в состав материальных запасов, в частности, в составе прочих материальных запасов.
В свою очередь, высаженные саженцы многолетних насаждений учитываются первоначально как капитальные вложения в многолетние насаждения и в дальнейшем включаются в состав основных средств (п. 3 Методических указаний, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237) ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ (п. 15 Стандарта "Основные средства", п. 43 Инструкции N 157н) или при наступлении эксплуатационного возраста. Эксплуатационный возраст многолетних растений, не относящихся к плодовым насаждениям, администрации следует определить самостоятельно и закрепить в локальном акте, для плодовых многолетних насаждений таким возрастом может являться наступление периода плодоношения (смотрите, например, письмо Минфина России от 17.08.2006 N 07-05-06/212).
При этом расходы по оплате договоров на приобретение всех видов материалов для целей капитальных вложений отражаются по подстатье 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений" КОСГУ (п. 11.4.7 Порядка N 209н).
Таким образом, если деревья в целях благоустройства парка планируется использовать сельским поселением для решения вопросов местного значения в соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ, то в такой ситуации для учета вложений в многолетние насаждения применяется счет 106 56 "Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны" (п. 30 Инструкции N 162н). В дальнейшем, при достижении эксплуатационного возраста, осуществляется перевод на счет 108 52 "Движимое имущество, составляющее казну".
В случае принятия решения о закреплении за самой администрацией на праве оперативного управления многолетних насаждений высаженные саженцы учитываются первоначально как капитальные вложения в многолетние насаждения, с отражением на счете 106 01 "Вложения в основные средства", и в дальнейшем включаются в состав основных средств по счету 101 07 "Биологические ресурсы" ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ (п. 15 Стандарта "Основные средства", п. 43, 45 Инструкции N 157н) или при наступлении эксплуатационного возраста, определенного учреждением самостоятельно в учетной политике.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

21 декабря 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.