Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетному учреждению орган-учредитель предоставляет субсидию в целях оказания финансовой поддержки определенных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Учреждение полагает, что в целях возмещения расходов предоставляется грант в форме субсидии, а если средства получателем предоставляются авансом, то это грант. Может ли региональное бюджетное учреждение выдавать гранты в форме субсидии, то есть предоставлять средства не авансом, а на возмещение расходов? Чем гранты в форме субсидии отличаются от грантов?

Бюджетному учреждению орган-учредитель предоставляет субсидию в целях оказания финансовой поддержки определенных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Учреждение полагает, что в целях возмещения расходов предоставляется грант в форме субсидии, а если средства получателем предоставляются авансом, то это грант. Может ли региональное бюджетное учреждение выдавать гранты в форме субсидии, то есть предоставлять средства не авансом, а на возмещение расходов? Чем гранты в форме субсидии отличаются от грантов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство РФ не устанавливает запрета на предоставление грантов в целях возмещения затрат.
Понятие "гранты в форме субсидий" применяется в целях обособления расходов бюджета (бюджетных ассигнований) в зависимости от оснований предоставления средств.

Обоснование вывода:
Действующие нормативные правовые акты не содержат универсального определения понятия "грант"*(1). Как правило, под грантами понимаются денежные средства, которые предоставляются:
- по итогам проведения конкурсных процедур (с применением иных специальных механизмов отбора грантополучателей);
- на основании соглашения, договора или иного документа, который определяет цель (цели) и условия предоставления гранта;
- безвозмездно и безвозвратно;
- с условием предоставления отчетности по итогам расходования средств гранта, а в отдельных случаях и по отдельным этапам реализации соответствующего проекта.
Субсидия - форма бюджетных ассигнований при предоставлении из бюджета средств юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или физическим лицам (ст. 69 БК РФ). В том случае, если из бюджета публично-правового образования предоставляются гранты, то бюджетные ассигнования на их предоставление в бюджете такого публично-правового образования предусматриваются именно в форме субсидий (п. 7 ст. 78, п. 4 ст. 78.1 БК РФ). При этом основным условием предоставления грантов является участие в конкурсном отборе (смотрите, например, п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.06.2017 N 723, п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.01.2019 N 4).
В то же время грантополучатель не освобождается от обязанности соблюдения условий предоставления гранта, в числе которых могут быть указаны как цели расходования средств, так и достижение показателей результативности, а также от обязанности по возврату средств в случае нарушения таких условий (смотрите, в частности, п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.06.2017 N 723).
Субсидии из бюджета предоставляются в случаях и порядке, установленных на уровне конкретного публично-правового образования. При этом по общему правилу цель предоставления субсидий взаимоувязана с реализацией обязанностей, отнесенных к полномочиям органов власти (госорганов) и органов местного самоуправления, то есть тогда, когда расходные обязательства возникают у публично-правового образования в силу федеральных законов и иных НПА по предметам ведения РФ, субъекта РФ или вопросам местного значения.
В отличие от субсидий, решение о предоставлении грантов в форме субсидий принимаются на уровне публично-правового образования в рамках реализации прав, предусмотренных законодательством РФ, то есть тогда, когда расходные обязательства возникают у публично-правового образования не в силу федеральных законов и иных НПА по предметам ведения РФ, субъекта РФ или вопросам местного значения, а в случаях, когда федеральным законом или иным НПА предусмотрено право на осуществление расходов, а не обязанность. В этом случае нормативные правовые акты, принимаемые на уровне публично-правового образования в целях реализации такого права, устанавливают расходные обязательства, подлежащие исполнению исключительно за счет собственных доходов (п. 2 ст. 85, п. 3 ст. 86 БК РФ).
Таким образом, понятие "гранты в форме субсидий" применяется в целях обособления расходов бюджета (бюджетных ассигнований) в зависимости от оснований предоставления средств. Указанные расходы отражаются с применением элементов видов расходов группы 600 "Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям" и подгруппы 810 "Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг". Указанные коды видов расходов не допускают их применения в целях отражения расходов бюджетных и автономных учреждений: они предназначены для отражения расходов получателей бюджетных средств.
Бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, в связи с чем положения БК РФ на них не распространяются. Как гранты, так и субсидии предоставляются в целях финансовой поддержки определенных категорий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Понятие "гранты в форме субсидий", на наш взгляд, неприменимо к расходам бюджетных учреждений. Расходы бюджетных учреждений на предоставление грантов отражаются с применением элемента видов расходов 350 "Премии и гранты". Положения п. 48.3.5 Порядка N 85н допускают его применение для отражения расходов на предоставление не только грантов, но и грантов в форме субсидий, учитывая, что указанный элемент видов расходов применяется не только бюджетными и автономными учреждениями, но и получателями бюджетных средств (для отражения расходов бюджета).
В том случае, если учреждению доводятся субсидии в целях последующего предоставления средств определенным категориям их получателей, квалификация предоставляемых денежных средств в качестве грантов либо в качестве субсидий не имеет принципиального значения, поскольку правовые последствия использования средств будут определяться соглашением, заключаемым сторонами, с учетом положений порядка предоставления средств.
Применительно к рассматриваемой ситуации возможность предоставления средств их получателям для бюджетного учреждения определяется условиями соглашения, заключенного с органом-учредителем. При этом гранты могут предоставляться бюджетным учреждением в том числе в целях возмещения затрат (смотрите, в частности, письма Минфина России от 15.05.2019 N 02-05-11/35404, от 26.03.2020 N 09-04-11/26403).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Ответ прошел контроль качества

13 декабря 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Определение понятия "грант" содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", однако оно может использоваться только в целях применения положений данного закона. В письме от 08.07.2014 N 02-05-11/33097 специалисты финансового ведомства к выплатам, осуществляемым по результатам ежегодного конкурса юридическим лицам, применяют положения БК РФ и Указаний N 65н, относящиеся к грантам.