Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере ФГБУ (федеральное государственное бюджетное учреждение) по извещению (ф. 0504805) и товарным накладным получает от другого ФГБУ N 2 (у учреждений один учредитель) основные средства. В товарной накладной указано: грузополучатель - учреждение N 1, поставщик - религиозная организация, плательщик - учреждение N 2. В извещении со стороны отправителя (учреждение N 2) указана запись: Дебет 244 5 401 20 281 Кредит 244 5 302 31 736. Как отразить в учете получателя (учреждение N 1) данное поступление основных средств?

ФГБУ (федеральное государственное бюджетное учреждение) по извещению (ф. 0504805) и товарным накладным получает от другого ФГБУ N 2 (у учреждений один учредитель) основные средства. В товарной накладной указано: грузополучатель - учреждение N 1, поставщик - религиозная организация, плательщик - учреждение N 2. В извещении со стороны отправителя (учреждение N 2) указана запись: Дебет 244 5 401 20 281 Кредит 244 5 302 31 736. Как отразить в учете получателя (учреждение N 1) данное поступление основных средств?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учреждение, уполномоченное на осуществление закупки нефинансовых активов, которые подлежат передаче другим организациям, в том числе организациям бюджетной сферы, не освобождено от обязанности формирования показателя на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения, которому переданы объекты основных средств, приобретенные бюджетным учреждением одной подведомственности, принятие к учету основных средств может быть отражено по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 4 101 ХХ 000 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета 4 401 10 195, в 15-17 разряде которого указывается подстатья АнКВД 193 "Безвозмездные внутриведомственные неденежные поступления от бюджетных (автономных) учреждений".

Обоснование вывода:
1. Для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении применяется счет 106 00 "Вложения в нефинансовые активы". При этом положениями абзаца первого п. 127 Инструкции N 157н прямо предусмотрено, что данный счет применяется не только в том случае, когда впоследствии нефинансовые активы будут приняты к учету в качестве таковых непосредственно учреждением-заказчиком, но и в случаях, когда речь идет о суммах произведенных капитальных вложений в нефинансовые активы, безвозмездно передаваемые в целях формирования стоимости нефинансовых активов.
Соответственно, учреждение, уполномоченное на осуществление закупки нефинансовых активов, которые подлежат передаче другим организациям, в том числе организациям бюджетной сферы, не освобождено от обязанности формирования показателя на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы". При этом передача сформированных капитальных вложений в сумме произведенных затрат отражается в бухгалтерском учете передающей стороны по кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 106 00 в корреспонденции с дебетом счета учета финансового результата (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 11.11.2016 N 02-07-10/66247). Соответствующие корреспонденции счетов прямо предусмотрены положениями п. 53 Инструкции N 174н и п. 53 Инструкции N 183н.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения, уполномоченного на осуществление закупки, в рассматриваемой ситуации подлежат отражению следующие корреспонденции счетов:
1) Дебет (244) 5 106 31 310 Кредит (244) 5 302 31 736
- сформированы капитальные вложения в основные средства, приобретаемые в целях передачи другим бюджетным учреждениям;
2) Дебет (803) 5 401 20 281 Кредит (244) 5 106 31 410
- сформированные капитальные вложения в НФА, безвозмездно передаваемые бюджетным учреждениями одной подведомственности, отнесены на финрезультат.
2. Инструкциями NN 174н и 183н не предусмотрены корреспонденции счетов по принятию к учету бюджетным (автономным) учреждение капитальных вложений, сформированных другим учреждением при приобретении объектов НФА. Отсутствие таких корреспонденций в рассматриваемой ситуации не требует их определения в рамках учетной политики, поскольку учреждение-грузополучатель должен принять к учету не затраты, понесенные другим субъектом бухгалтерского учета, а соответствующие объекты нефинансовых активов, применительно к данной ситуации - основных средств.
В разделе "Нефинансовые активы" Баланса (ф. 0503730) по КФО 5 на отчетную дату остатки могут числиться только по счету 106 00 "Вложения в нефинансовые активы". Исключение предусмотрено для материальных запасов - до списания с балансового учета они могут учитываться на счете 5 105 00 000 "Материальные запасы". Это следует из положений действующей Инструкции N 33н, а также из рекомендаций, сформулированных в п. 3.3 письма Федерального казначейства от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3, п. 2.4 письма Федерального казначейства от 21.12.2012 N 42-7.4-05/2.1-730 (смотрите также письмо Минфина РФ от 25.03.2013 N 02-06-10/9344). Учитывая, что в рассматриваемой ситуации ФГБУ-грузополучатель не формирует показатель счета 106 00 и не является получателем субсидии на иные цели, основания для отражения каких-либо показателей по КФО 5 отсутствуют.
В случае, если бюджетное учреждение самостоятельно понесло бы затраты на приобретение поименованных в вопросе основных средств за счет средств целевой субсидии, то инвентарные объекты подлежали бы учету в рамках деятельности по выполнению государственного задания (КФО 4). Полагаем, что аналогичный подход вполне обоснован и для рассматриваемой ситуации, поскольку источником финансового обеспечения расходов на приобретение НФА являются средства, предоставленные учредителем (публично-правовым образованием) на соответствующие цели. Тот факт, что целевая субсидия на их приобретение была предоставлена иному федеральному бюджетному учреждению, не является препятствием для учета полученных основных средств по КФО 4: основным критерием для принятия такого решения является цель предоставления субсидии, а не конкретный способ финансового обеспечения расходов.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения, которому переданы объекты основных средств, приобретенные бюджетным учреждением одной подведомственности, принятие к учету основных средств может быть отражено по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 4 101 ХХ 000 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета 4 401 10 195, в 15-17 разряде которого указывается подстатья АнКВД 193 "Безвозмездные внутриведомственные неденежные поступления от бюджетных (автономных) учреждений".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Ответ прошел контроль качества

15 ноября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.