Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как правильно администрации сельского поселения учитывать такие объекты, как трактор (используется для работ по благоустройству), памятники, лавочки? Указанные объекты следует учитывать в составе имущества казны или в составе основных средств?

Как правильно администрации сельского поселения учитывать такие объекты, как трактор (используется для работ по благоустройству), памятники, лавочки? Указанные объекты следует учитывать в составе имущества казны или в составе основных средств?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если имущество, поименованное в вопросе, используется публично-правовым образованием для решения вопросов местного значения в соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ, тогда такие объекты вполне обоснованно могут быть приняты к учету в состав имущества казны.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. На основании ст. 125 и ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника могут осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, ст. 296 ГК РФ (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местная администрация обладает правами юридического лица, а в соответствии с п. 2 ст. 41 данного Закона она является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Таким образом, администрация муниципального образования одновременно наделена полномочиями органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, финансового органа, а также муниципального казенного учреждения. Следовательно, Администрация муниципального образования может выделить две категории имущества, которое по объективным причинам не может быть закреплено за каким-либо муниципальным учреждением на праве оперативного управления:
1. Имущество, которое непосредственно будет использоваться Администрацией для осуществления управленческих функций;
2. Имущество, которое будет использоваться публично-правовым образованием для решения вопросов местного значения в соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ.
Первая категория имущества может быть закреплена за самой Администрацией на праве оперативного управления и отражена в бюджетном учете в качестве соответствующих объектов нефинансовых активов на балансовом счете 101 00 "Основные средства" (п. 38 Инструкции N 157н). К таким объектам, в частности, можно отнести здание и (или) помещения администрации, технику, мебель, автомобили и иные объекты, которые используются работниками для осуществления деятельности самой администрации.
А вот вторая категория имущества, как правило, относится к имуществу казны соответствующего публично-правового образования и учитывается на счете 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны" (п. 141 Инструкции N 157н).
Вопросы местного значения района поименованы в статье 3 Устава муниципального образования "Неклиновский район". К ним, в частности, относятся:
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Неклиновского района;
- создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав Неклиновского района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Неклиновского района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Неклиновского района.
Кроме того, согласно статье 14 Закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского, сельского поселения также относятся:
- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
- утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Справедливо полагать, что указанные в вопросе объекты используются в рамках названных полномочий администрации сельского поселения. Соответственно, такое имущество, как трактор, который используется для работ по благоустройству, а также памятники и лавочки, вполне обоснованно может быть принято к учету в состав имущества казны.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Ответ прошел контроль качества

27 октября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.