Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В 2021 году ГРБС (главный распорядитель бюджетных средств, учредитель) была предоставлена субсидия на выполнение государственного задания автономному учреждению. Главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится автономное учреждение, по результатам проверки выполнения государственного задания не выявил его невыполнение (недостижение показателей). Отчет о выполнении государственного задания был принят, счет 206 41 закрыт. В ходе контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой в 2022 году было выявлено недостижение целевых показателей государственного задания 2021 года в автономном учреждении. Был составлен акт о возврате субсидии в доход соответствующего бюджета. Какие корреспонденции счетов использовать в бюджетном учете ГРБС (учредителя) по возврату автономным учреждением средств субсидии на выполнение государственного задания 2021 года в 2022 году в связи с выявленным недостижением целевых показателей? Отчет о выполнении государственного задания корректироваться не будет.

В 2021 году ГРБС (главный распорядитель бюджетных средств, учредитель) была предоставлена субсидия на выполнение государственного задания автономному учреждению. Главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится автономное учреждение, по результатам проверки выполнения государственного задания не выявил его невыполнение (недостижение показателей). Отчет о выполнении государственного задания был принят, счет 206 41 закрыт. В ходе контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой в 2022 году было выявлено недостижение целевых показателей государственного задания 2021 года в автономном учреждении. Был составлен акт о возврате субсидии в доход соответствующего бюджета.
Какие корреспонденции счетов использовать в бюджетном учете ГРБС (учредителя) по возврату автономным учреждением средств субсидии на выполнение государственного задания 2021 года в 2022 году в связи с выявленным недостижением целевых показателей? Отчет о выполнении государственного задания корректироваться не будет.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Дебиторская задолженность автономного учреждения по возврату субсидии на выполнение государственного задания 2021 года в связи с недостижением его объемных показателей по результатам контрольных мероприятий может быть отражена в бюджетном учете ГРБС (учредителя) в 2022 году путем начисления новых доходов по дебету счета 1 205 36 562 "Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания" в корреспонденции с кредитом счета 1 401 10 136 "Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет".

Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации по результатам проверки контрольно-счетной палаты учреждению предписан возврат субсидии в бюджет в связи с невыполнением государственного задания за 2021 год, отчет по которому в свое время был принят учредителем без замечаний. Так как речь идет о возврате субсидии на выполнение государственного задания, порядок возврата должен быть определен непосредственно органом-учредителем по согласованию с финорганом, поскольку корреспонденции счетов для отражения в бюджетном учете соответствующих операций прямо не предусмотрены.
По нашему мнению, основания для отражения в бюджетном учете органа-учредителя операций по исправлению ошибок прошлых лет отсутствуют. Вместе с тем расчеты по возврату остатка субсидии на задание в случае недостижения его объемных показателей подлежат учету с применением счета 205 36 "Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания", показатель которого формируется путем переноса дебиторской задолженности со счета 206 41.
Согласно п. 9.3.6 Порядка N 209н на подстатью 136 "Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет" КОСГУ относятся поступления средств от возврата бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным.
Специалисты финансового ведомства в своих официальных разъяснениях указывают, что признание дебиторской задолженности при возврате субсидий отражается бухгалтерской записью по дебету счета 1 205 36 562 "Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания" в корреспонденции с кредитом счета 1 401 10 136 "Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет" (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 26.05.2021 N 02-06-10/44098).
Ранее для годовой отчетности за 2021 год контрольными соотношениями Казначейства отражение подстатьи 136 КОСГУ в Отчете (ф. 0503121) в составе показателей по строке 040 являлось недопустимым, и не было предусмотрено отражение показателя по счету 1 401 10 136 в Отчете (ф. 0503110). Причем контроль для Отчета (ф. 0503121) был блокирующий, а это значит, что сдать отчетность с показателем по счету 1 401 10 136 не представлялось возможным.
В то же время в 2022 году (смотрите также Информацию Федерального казначейства от 07.09.2022 "Контрольные соотношения к показателям бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета представляемой в Федеральное казначейство") в части отражения подстатьи 136 КОСГУ в строке 040 Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) тип контроля с блокирующего был изменен на предупреждающий.
Предупреждающий тип контроля означает, что представление отчетности возможно, но причины выявленных "ошибок контроля" подлежат раскрытию в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).
Соответственно, в бюджетном учете учредителя в 2022 году может быть отражена корреспонденция по начислению новых доходов в порядке, предложенном Минфином России в письме от 26.05.2021 N 02-06-10/44098, с отражением пояснений причин наличия соответствующих показателей в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).
Таким образом, по нашему мнению, в бюджетном учете учредителя в 2022 году вполне обоснованно могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КДБ 1 205 36 562 Кредит КДБ 1 401 10 136
- по результатам контрольного мероприятия отражено начисление дебиторской задолженности по возврату субсидии на выполнение государственного задания прошлого года в связи с недостижением его объемных показателей;
2. Дебет КДБ 1 210 02 136 Кредит КДБ 1 205 36 662
- отражено поступление в бюджет возврата остатка субсидии на задание прошлого года от автономного учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

16 октября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.