Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение (не является администратором кассовых поступлений) заключило контракт на проведение капитального ремонта спортивной площадки. В результате проводимых работ разобран забор (не является самостоятельным объектом основных средств, а учитывается в составе площадки). Какими бухгалтерскими записями и первичными документами оформить следующую хозяйственную операцию: принятие к балансовому учету 24-х секций забора от подрядчика, которые сразу передаются в специализированную организацию по приему лома черных металлов в качестве металлолома? Учитывая, что в казенном учреждении весовое оборудование отсутствует, как первоначально определить вес металлолома? Какие корреспонденции счетов следует применить, если по данным специализированной организации вес сданного металлолома меньше, чем по данным казенного учреждения? Какие КБК дохода следует отразить при принятии металлолома к балансовому учету и при начислении доходов от реализации?

Казенное учреждение (не является администратором кассовых поступлений) заключило контракт на проведение капитального ремонта спортивной площадки. В результате проводимых работ разобран забор (не является самостоятельным объектом основных средств, а учитывается в составе площадки).
Какими бухгалтерскими записями и первичными документами оформить следующую хозяйственную операцию: принятие к балансовому учету 24-х секций забора от подрядчика, которые сразу передаются в специализированную организацию по приему лома черных металлов в качестве металлолома?
Учитывая, что в казенном учреждении весовое оборудование отсутствует, как первоначально определить вес металлолома? Какие корреспонденции счетов следует применить, если по данным специализированной организации вес сданного металлолома меньше, чем по данным казенного учреждения? Какие КБК дохода следует отразить при принятии металлолома к балансовому учету и при начислении доходов от реализации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Материальные запасы (металлолом), полученные в ходе проведения ремонтных работ, принимаются к балансовому учету с использованием счета 1 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления" и КБК группы 000 2 07 00000 00 0000 000 "Прочие безвозмездные поступления". Возможность применения в 15-17 разряде счета 1 401 10 10 АнКВД 199 следует согласовать с финорганом.
При отсутствии весового оборудования количество (вес) приходуемого металлолома может быть определен расчетным путем.
Порядок документального оформления оприходования металлолома необходимо закрепить в рамках учетной политики казенного учреждения.
В целях отражения расчетов по доходам от реализации металлолома в рассматриваемой ситуации применяется счет 1 205 74 000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами" и КБК группы 000 1 14 02000 00 0000 000 "Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений...)".

Обоснование вывода:
В первую очередь отметим, что при подготовке настоящего ответа мы не рассматриваем порядок отражения в учете объекта имущества "Спортивная площадка" как комплекс конструктивно сочлененных предметов, в состав которого входит забор, а также правомерность его списания казенным учреждением.
Нередко при осуществлении ремонтных или демонтажных работ в распоряжении учреждения могут оставаться материальные ценности, которые согласно п. 35 Стандарта "Концептуальные основы" могут быть объектами бухгалтерского (бюджетного) учета.
Принятие к учету объектов нефинансовых активов осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н). Соответственно, если комиссия примет решение, что имущество, образовавшееся в ходе капитального ремонта спортивной площадки, отвечает понятию актива, то есть подлежит дальнейшей эксплуатации или реализации, то оно должно учитываться на балансовых счетах казенного учреждения. Более того, п. 23 Инструкции N 162н прямо предусмотрено принятие к бюджетному учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа объектов нефинансовых активов. Соответственно, металлолом, отвечающий понятию актива, должен быть учтен на балансе казенного учреждения в качестве прочих материальных запасов на соответствующем счете аналитического учета счета 105 00 000 "Материальные запасы" (п. 98 Инструкции N 157н).
Отметим, что согласно п. 22 Стандарта "Запасы" первоначальной стоимостью таких материальных запасов является их справедливая стоимость, определяемая методом рыночных цен. В случае если определить стоимость образованных материальных запасов по каким-либо причинам невозможно, то такие активы отражаются в составе запасов в условной оценке "один объект - один рубль".
Принятие к бюджетному учету материальных запасов (в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, иных материалов (возвратных материалов)), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счета 0 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления" (абзац 7 п. 23 Инструкции N 162н).
Вопрос о том, по какому коду бюджетной классификации (далее - КБК) дохода следует отражать оприходование металлолома казенным учреждениям, нормативными актами не урегулирован. В то же время при формировании 15-17 разряда счета 0 401 10 указываются соответствующие подстатьи статьи 190 "Безвозмездные неденежные поступления" аналитической группы подвида доходов бюджетов (АнКВД). Подстатьи 191-199 АнКВД являются составной частью кодов доходов подгруппы 000 2 07 00000 00 0000 000 "Прочие безвозмездные поступления", и при формировании кодов доходов других подгрупп они не применяются (смотрите информацию Минфина России от 31.08.2022 "Таблица соответствия кодов классификации доходов и статей (подстатей) КОСГУ кодам Классификации доходов, установленным Руководством по статистике государственных финансов (СГФ - 2014), применяемая с 1 января 2022 года"). Поэтому нельзя безусловно исключить возможность применения АнКВД 199 "Иные безвозмездные неденежные поступления", когда материальные запасы возникают в учреждении по результатам ремонта имущества. Однако говорить о безвозмездном поступлении имущества в данном случае не вполне корректно, так как это результат деятельности непосредственно самого учреждения, несмотря на то, что отражаются в учете такие операции по кредиту счета 0 401 10 199 "Доходы от прочих неденежных безвозмездных поступлений". Учитывая неурегулированность вопроса, возможность применения в 15-17 разряде счета 1 401 10 199 АнКВД 199 следует согласовать с финорганом.
Согласно положениям Приказа N 52н принятие к балансовому учету металлолома может быть оформлено Актом приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) или Приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207)). Кроме того, учитывая характер конкретных фактов хозяйственной жизни, дополнительно могут применяться иные первичные документы, разработанные на основе форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а. Например, при осуществлении ремонтных (демонтажных) работ подрядным способом может быть составлен Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма N М-35). Конкретный порядок документального оформления оприходования металлолома по результатам проведения капитального ремонта необходимо закрепить в рамках учетной политики казенного учреждения.
Также хотим отметить, что при отсутствии весового оборудования количество (вес) приходуемого металлолома может быть определено расчетным путем. Поэтому фактический вес металлолома, установленный при реализации покупателем (специализированной организацией), может не совпадать с весом, установленным комиссией учреждения. По нашему мнению, в данной ситуации нельзя сказать о наличии нарушения, выраженного в продаже металлолома весом, меньшим в сравнении с первоначальными данными, установленными при принятии его к балансовому учету. В этой связи в учреждении может быть принято решение об исправлении первоначальных учетных данных о массе принятого к учету металлолома способом "Красное сторно" согласно данным по графе "Вес нетто" приемо-сдаточного акта.
Передача металлолома различной степени засоренности специализированной организации в рамках договора по его реализации отражается бухгалтерской записью по дебету счета 1 401 10 172 и кредиту счета 1 105 36 446 (п. 26 Инструкции N 162н).
Для учета отпуска материальных ценностей учреждением-отправителем сторонним организациям, в том числе с привлечением организаций, осуществляющих перевозку, на основании договоров (контрактов) и других документов Приказом N 52н предусмотрена унифицированная форма "Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону" (ф. 0504205). Накладную (ф. 0504205) можно применять и при реализации металлолома.
Для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных казенным учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов), возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству РФ на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат предназначен счет 205 00 "Расчеты по доходам" (п. 197 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н), в частности начисление доходов бюджета, в том числе от сдачи металлолома, осуществляется с использованием счетов 0 205 74 000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами". Согласно п. 78 Инструкции N 162н начисление доходов в данной ситуации можно отразить по дебету счета 1 205 74 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами" и кредиту счета 1 401 10 172 "Доходы текущего периода от операций с активами".
Доходы от реализации металлолома отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" и относятся на подстатью 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ (п. 12.2.4 Порядка N 85н, п. 12.4.6 Порядка N 209н) и КБК группы 000 1 14 02000 00 0000 000 "Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений...)" (смотрите также письма Минфина России от 22.10.2020 N 02-08-10/93231, от 17.06.2019 N 02-08-10/43765).
Обращаем внимание, что если цена, по которой фактически реализуется металлолом, отличается от стоимости, по которой он был принят к балансовому учету, то согласно применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского (бюджетного) учета корректировать его стоимость не требуется. Соответственно, реализация металлолома осуществляется по цене, зафиксированной в договоре купли-продажи, а его списание - по той стоимости, по которой он был принят к учету. Разница между фактической стоимостью лома и ценой реализации формирует финансовый результат учреждения от данной операции.
Учитывая, что казенное учреждение не наделено полномочиями по администрированию данных кассовых поступлений, то операции по передаче расчетов по доходам между подведомственным учреждением и администратором кассовых поступлений следует формировать в корреспонденции со счетом 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" на основании Извещения (ф. 0504805) с информацией о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах, направленных в адрес администратора кассовых поступлений подведомственным учреждением.
Иными словами, подведомственным учреждением в бюджетном учете отражается начисление задолженности плательщиков перед бюджетом по уплате доходов (начисление доходов), а поступление доходов в бюджет отслеживает уже администратор кассовых поступлений.
Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 105 36 346 Кредит КДБ 1 401 10 199
- отражено принятие к учету металлолома, образовавшегося в ходе проведения ремонтных работ;
2. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КДБ 1 401 10 172
- на основании Приемосдаточного акта уточнены вес металлолома (в случае уменьшения - способом "Красное сторно");
3. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 105 36 446
- отражено списание суммы стоимости металлолома при реализации;
4. Дебет КДБ 1 205 74 56Х Кредит КДБ 1 401 10 172
- начислен доход от реализации металлолома;
5. Дебет КДБ 1 304 04 446 Кредит КДБ 1 303 05 731
- оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений в бюджет Извещение (ф. 0504805);
6. Дебет КДБ 1 303 05 831 КДБ Кредит КДБ 1 205 74 66Х
- отражено поступление денежных средств на основании Извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Ответ прошел контроль качества

17 октября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.