Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По результатам сверки с налоговым органом выявлена дебиторская задолженность (переплата) бюджетного учреждения по налогу на прибыль организаций с истекшим сроком исковой давности (задолженность 2017 года). Какими бухгалтерскими проводками следует отразить данный факт в бухгалтерском учете? В каких квартальных формах бухгалтерской отчетности необходимо учесть?

По результатам сверки с налоговым органом выявлена дебиторская задолженность (переплата) бюджетного учреждения по налогу на прибыль организаций с истекшим сроком исковой давности (задолженность 2017 года). Какими бухгалтерскими проводками следует отразить данный факт в бухгалтерском учете? В каких квартальных формах бухгалтерской отчетности необходимо учесть?

В первую очередь необходимо провести анализ отражения в бухгалтерском учете начислений по налогу на прибыль с целью установления причины отсутствия дебетового показателя на счете 303 03 "Расчеты по налогу на прибыль организаций" по состоянию на 31.12.2017.
Если будет установлено, что данное расхождение произошло в результате допущенной ошибки (например, подана уточненная декларация по налогу на прибыль, а в бухгалтерском учете данный факт не отражен или сумм, указанная в декларации, не соответствует отраженной в бухгалтерском учете), то ее исправление следует отражать в порядке исправления ошибок прошлых лет с применением специальных счетов. В частности, счета 401 19 "Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году" (п. 298.1 Инструкции N 157н), т.к. ошибка допущена в 2017 году, выявлена учреждением самостоятельно и влияет на финансовый результат в части доходных операций.
Исправление ошибки отражается бухгалтерской записью способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью (п. 28 "Учетная политика...", п. 18 Инструкции N 157н) на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета, а также период, за который он составлен, и период, в котором были выявлены ошибки. Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском учете в отдельном Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет.
Корреспонденции по применению специальных счетов в Инструкции N 174н отсутствуют, поэтому их необходимо согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения может быть отражена следующая корреспонденция счетов:
Дебет 0 401 19 189 Кредит 0 303 03 731
- способом "Красное сторно" отражена корректировка начисленного налога на прибыль.
В целях раскрытия информации об исправлении учреждением ошибок прошлых лет, выявленных самостоятельно, в бухгалтерском учете и пересчете показателей отчетности в связи с выявлением таких ошибок следует сформировать Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773). Кроме того, информация об исправляемых хозяйственных операциях отражается в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760). Применительно к рассматриваемому случаю - в графе 6 Сведений об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) с указанием кода причины 03 "Исправление ошибок прошлых лет".
Также на сумму исправлений ошибок прошлых лет необходимо будет изменить входящие остатки в формах отчетности (Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)), Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730)) путем проведения ретроспективного пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 33 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
В то же время отметим, что согласно подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов производится в порядке, установленном главой 12 НК РФ. Для реализации предусмотренного ст. 21 НК РФ права налогоплательщик обязан обратиться в соответствии со ст. 78 НК РФ в налоговый орган по месту учета с заявлением о возврате переплаты в срок, не превышающий трех лет с момента уплаты.
Если же заявление о возврате было подано налогоплательщиком по истечении трехлетнего срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ, то налогоплательщик лишается права на возврат образовавшейся у него переплаты (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.11.2014 N Ф03-5042/14 по делу N А51-3220/2014).
Налоговым законодательством не регламентирован порядок восстановления пропущенного срока давности, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, для возврата налоговой переплаты. В этом случае налогоплательщик может обратиться в суд для защиты своих прав в пределах общего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ. В таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности (смотрите также письма Минфина РФ от 08.11.2019 N 03-02-08/86022, от 04.11.2019 N 03-02-07/2/87318).
Однако прежде чем обратиться с заявлением о возврате налоговой переплаты в суд, учреждение должно сначала подать такое заявление в налоговую инспекцию по месту своего учета. Это следует из п. 2 ст. 138 НК РФ и п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.
В определении КС РФ от 21.06.2001 N 173-О отмечено, что в случае пропуска срока для подачи в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - три года исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Иными словами, суды исчисляют трехгодичный срок не с момента уплаты налога, а с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате (смотрите также определения КС РФ от 26.03.2019 N 815-О, от 29.05.2019 N 1436-О, письмо Минфина РФ от 08.11.2019 N 03-02-08/86022). То есть суды сдвигают дату, с которой начинается отсчет трехлетнего срока, определенного п. 7 ст. 78 НК РФ.
При этом именно налогоплательщик должен обосновать суду причины (обстоятельства), по которым не может узнать о возникшей переплате по налогу раньше (смотрите, в частности, постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N А65-28187/2007-СА1-56).
В то же время если все установленные законодательством способы взыскания переплаты по налогу на прибыль осуществлены, то в учреждении может быть принято решение о списании данной дебиторской задолженности. Такое решение принимает комиссия по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия) (п. 339 Инструкции N 157н) в случае, если не выполняется хотя бы одно из условий:
- дебиторская задолженность не соответствует понятию "актив" (п. 339 Инструкции N 157н, пп. 36, 47 Стандарта "Концептуальные основы", письмо Минфина России от 14.07.2017 N 02-08-10/4517);
- нет уверенности, что дебиторская задолженность в будущем может быть взыскана.
К числу оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета, например, относится в том числе признание дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию. Кроме того, основания для признания долгов безнадежными перечислены в п. 7 Стандарта "События после отчетной даты".
При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной ко взысканию, к забалансовому учету не принимается (п. 339 Инструкции N 157н).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок прошлых лет в учете расчетов (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета и отчетности (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Списание дебиторской задолженности (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.