Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение получило выписку из ЕГРН, согласно которой с 01.01.2022 произошло изменение кадастровой стоимости здания (недвижимого имущества). Остальные сведения в ЕГРН по зданию остались без изменения. Здание было получено на праве оперативного управления из казны. Нужно ли изменять в бухгалтерском учете балансовую стоимость здания?

Бюджетное учреждение получило выписку из ЕГРН, согласно которой с 01.01.2022 произошло изменение кадастровой стоимости здания (недвижимого имущества). Остальные сведения в ЕГРН по зданию остались без изменения. Здание было получено на праве оперативного управления из казны. Нужно ли изменять в бухгалтерском учете балансовую стоимость здания?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях бухгалтерского учета объект недвижимого имущества, закрепленный за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, учитывается по стоимости, определенной передающей стороной и содержащейся в передаточном акте. Отражать изменение балансовой стоимости объекта недвижимого имущества в связи с получением информации о кадастровой стоимости такого объекта в учете учреждения не требуется.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 23 Инструкции N 157н объекты основных средств принимаются к балансовому учету по их первоначальной стоимости. Здания согласно п. 53 Инструкции N 157н и п. 7 Стандарта "Основные средства" являются основными средствами.
Согласно п. 22 Стандарта "Основные средства" первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного в результате необменной операции, является его справедливая стоимость на дату приобретения. Вместе с тем объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) - по стоимости, отраженной в передаточных документах (п. 24 Стандарта "Основные средства"). Согласно п. 29 Инструкции N 157н передача имущества между организациями бюджетной сферы осуществляется по балансовой стоимости объекта, с одновременной передачей суммы, начисленной на объект амортизации.
После признания в бухгалтерском учете актива в качестве объекта основных средств его учет осуществляется по балансовой стоимости (п. 25 Стандарта "Основные средства").
Операции по изменению балансовой стоимости основных средств, в том числе зданий, могут быть отражены в случаях, установленных п. 27 Инструкции N 157н, в частности, в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов либо их обесценении.
В соответствии с п. 28 Инструкции N 157н организации бюджетной сферы проводят переоценку стоимости объектов имущества и капитальных вложений в нефинансовые активы по состоянию на начало текущего года путем пересчета балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ. Организации бюджетной сферы не вправе самостоятельно принимать решения о проведении переоценки (смотрите также письмо Минфина России от 11.04.2014 N 02-07-10/16546). Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ. В организациях бюджетной сферы последняя переоценка нефинансовых активов проводилась по состоянию на 1 января 2007 года в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, Минимущества РФ и Госкомстата РФ от 25.01.2003 N 25/6н/14/7. Результаты переоценки оформлялись актом, составленным в произвольной форме или по форме, рекомендуемой Минфином России (смотрите, в частности, Приложение N 9 к письму Минфина России от 08.02.2007 N 02-14-07/274). Переоценка осуществлялась индексным методом, не допускалось использование иных способов переоценки, в том числе путем прямого пересчета стоимости или путем определения и документального подтверждения рыночной цены.
Кроме того, переоценка объектов нефинансовых активов предусмотрена в отношении объектов, предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы. Подобного рода активы переоцениваются до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен (п. 52 Стандарта "Концептуальные основы...", п. 28 Инструкции N 157н, пп. 29, 30 Стандарта "Основные средства").
Однако положениями Инструкции N 157н, а также Стандарта "Основные средства" возможность изменения балансовой стоимости объекта при изменении его кадастровой стоимости не установлена. Следовательно, отражать изменение балансовой стоимости объекта недвижимого имущества в связи с получением информации об изменении его кадастровой стоимости, в частности, в выписке из ЕГРН, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в настоящее время согласно действующим нормативным правовым актам не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Ответ прошел контроль качества

19 сентября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.