Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере У федерального казенного учреждения с 1 сентября ликвидируется филиал, выделенный на отдельный баланс и являющийся получателем бюджетных средств и администратором доходов. В соответствии с приказом Минфина России N 104н головное учреждение должно произвести отзыв ЛБО, кассового расхода, кассового поступления, бюджетных обязательств. Каков порядок отражения в бюджетном учете головного учреждения и ликвидируемого филиала отозванных лимитов бюджетных обязательств, кассового расхода, кассового поступления, бюджетных обязательств ликвидируемого филиала? Должны ли отражаться в учете головного учреждения обороты по 500 счетам ликвидируемого филиала? Как отразить в учете головного учреждения принятый от филиала кассовый расход?

У федерального казенного учреждения с 1 сентября ликвидируется филиал, выделенный на отдельный баланс и являющийся получателем бюджетных средств и администратором доходов. В соответствии с приказом Минфина России N 104н головное учреждение должно произвести отзыв ЛБО, кассового расхода, кассового поступления, бюджетных обязательств. Каков порядок отражения в бюджетном учете головного учреждения и ликвидируемого филиала отозванных лимитов бюджетных обязательств, кассового расхода, кассового поступления, бюджетных обязательств ликвидируемого филиала? Должны ли отражаться в учете головного учреждения обороты по 500 счетам ликвидируемого филиала? Как отразить в учете головного учреждения принятый от филиала кассовый расход?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Конкретный порядок передачи отозванных лимитов бюджетных обязательств, кассового расхода, кассового поступления, бюджетных обязательств ликвидируемого филиала и их принятие к учету головного учреждения необходимо разработать самостоятельно, закрепив в учетной политике по согласованию с ГРБС или финансовым органом.

Обоснование вывода:
Порядок отражения в бюджетном учете операций с активами и обязательствами головного казенного учреждения в связи с реструктуризацией деятельности казенного учреждения, связанной с ликвидацией филиала юридического лица, действующими нормативными правовыми актами не установлен. Следовательно, конкретный порядок отражения хозяйственных операций в бюджетном учете казенному учреждению следует разработать самостоятельно и закрепить в рамках учетной политики с учетом требований п. 2 Инструкции N 162н.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (письмо Минфина России от 18.04.2014 N 02-01-11/18098). Данная норма означает, что независимо от наличия полномочий по ведению учета и составлению отчетности непосредственно филиалом итоговая отчетность юридического лица в целом должна включать показатели не только головного учреждения, но и всех его филиалов. Иными словами, вся информация, отраженная в регистрах бухгалтерского учета, сформированных филиалом, в конечном итоге должна найти свое отражение в сводной бухгалтерской отчетности учреждения (юридического лица).
Соответственно, так как филиал осуществлял хозяйственную деятельность до 1 сентября 2022 года, то информация об этой деятельности должна найти свое отражение в годовой бюджетной отчетности юридического лица (федерального казенного учреждения).
Вместе с тем для учета расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними предназначен счет 304 04 "Внутриведомственные расчеты" (п. 276 Инструкции N 157н). При этом такие расчеты между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами) отражается на основании первичных учетных документов, оформленных передающей и принимающей сторонами, и Извещения (ф. 0504805). Обороты между обособленными подразделениями и головным учреждением отражаются зеркально в учете каждого из них в корреспонденции со счетом 304 04 "Внутриведомственные расчеты". То есть оборот, который проходит по дебету в головном учреждении, отражается по кредиту в филиале и наоборот.
Так, одним из механизмов передачи может быть предоставление филиалом полного комплекта отчетности на дату ликвидации филиала. Иными словами, казенное учреждение может взять за основу порядок, предусмотренный при реорганизации юридического лица, что, по нашему мнению, является целесообразным. Особенности формирования и представления бухгалтерской отчетности в случае проведения реорганизации установлены положениями пунктов 275-287 Инструкции 191н. Ликвидируемый филиал представляет полный комплект отчетности на дату ликвидации в порядке и сроки, определенные головным учреждением. Также могут быть взяты за основу положения приказа Минфина РФ от 30.09.2008 N 104н при передаче бюджетных данных при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня.
При таком порядке остатки по счетам учета на дату ликвидации филиала будут переданы головному учреждению через счет 304 04 "Внутриведомственные расчеты". При этом при формировании годовой бюджетной отчетности федеральному казенному учреждению необходимо включить показатели отчета ликвидируемого филиала за период с 1 января по 31 августа 2021 года.
В отношении передачи/приема показателей по счетам санкционирования отметим следующее.
Порядок отзыва лимитов бюджетных обязательств филиала, перераспределения между филиалами и передачи показателей, отраженных на лицевом счете ликвидируемого филиала, в головное учреждение разрабатывается непосредственно самим федеральным казенным учреждением (юридическим лицом) и закрепляется в его локальном акте. При этом обратим внимание, что действующая методология бюджетного учета не предполагает использование 500-х счетов с иными счетами Единого плана счетов бюджетного учета. Соответственно, показатели по счетам санкционирования не могут быть переданы с использованием счета 304 04 "Внутриведомственные расчеты". В то же время применение в бюджетном учете филиала обратной бухгалтерской записи и отражение таких показателей в бюджетном учете головного учреждения приведет к задвоению оборотов в целом по юридическому лицу (федеральному казенному учреждению). В такой ситуации считаем возможным в бюджетном учете ликвидируемого филиала откорректировать показатели по 500-м счетам способом "Красное сторно" с одновременным принятием соответствующих показателей головным учреждением (в части не исполненных на дату ликвидации филиала). Подобного рода порядок обеспечит корректность формирования годовой бюджетной отчетности, в частности Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) (смотрите также раздел II письма Минфина РФ от 22.12.2011 N 02-06-07/5236).
Таким образом, конкретный порядок передачи отозванных лимитов бюджетных обязательств, кассового расхода, кассового поступления, бюджетных обязательств ликвидируемого филиала и их принятие к учету головного учреждения необходимо разработать самостоятельно, закрепив в учетной политике по согласованию с ГРБС или финансовым органом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья

Ответ прошел контроль качества

14 сентября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.