Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное образовательное учреждение получает доход от иной приносящей доход деятельности - реализации сельхозпродукции (облагаемая НДС деятельность). На эти средства приобретается оборудование для обучения у налогоплательщика НДС, в основном для выполнения государственного задания. Может ли учреждение выделять НДС с приобретенного оборудования на счете 210 12?

Бюджетное образовательное учреждение получает доход от иной приносящей доход деятельности - реализации сельхозпродукции (облагаемая НДС деятельность). На эти средства приобретается оборудование для обучения у налогоплательщика НДС, в основном для выполнения государственного задания. Может ли учреждение выделять НДС с приобретенного оборудования на счете 210 12?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение может учесть сумму "входного" НДС на счете 210 12 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" в том объеме, который подлежит вычету, либо предварительно в полном объеме с дальнейшим распределением.

Обоснование вывода:
Операции по реализации нефинансовых активов, товаров, а также имущественных прав, осуществляемые бюджетными учреждениями, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 06.07.2020 N 03-03-06/3/58012, от 25.07.2016 N 03-07-11/43314, от 05.04.2012 N 03-07-11/100).
Исключение составляют только операции, перечисленные в п. 2 ст. 146 НК РФ и в ст. 149 НК РФ, в которых реализация сельскохозяйственной продукции бюджетными образовательными учреждениями не поименована. Следовательно, при реализации продукции бюджетное учреждение обязано начислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 168 НК РФ).
В ситуации, когда бюджетное учреждение выступает покупателем оборудования у поставщика, последний уплачивает сумму НДС с цены реализации. При этом сумма НДС является составной частью цены контракта (договора). Поставщик - налогоплательщик НДС предъявляет к оплате покупателю товаров (работ, услуг) суммы НДС дополнительно к цене товаров (работ, услуг) и указывает эту сумму в счете-фактуре, которую обязан выставить покупателю при реализации (п. 1, п. 3 ст. 168, подп. 11 п. 5 ст. 169 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ бюджетное учреждение имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Применение налоговых вычетов - это уменьшение общей суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым операциям, на суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченные налогоплательщиками по иным основаниям. Операции, по которым суммы НДС принимаются к вычету, перечислены в ст. 171 НК РФ. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, производятся на основании ст. 171 НК РФ в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ.
Налогоплательщик имеет право на вычет "входного" НДС, если одновременно выполняются следующие условия (смотрите письма Минфина России от 29.09.2021 N 03-03-06/1/78815, от 03.09.2021 N 03-03-06/1/71487):
- приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары (работы, услуги) приняты к учету, что подтверждено соответствующими документами (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (в установленных НК РФ случаях - иные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- оплата НДС проводилась не за счет средств субсидий или бюджетных инвестиций, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Учреждение не имеет права на вычет "входного" НДС, если закупка товаров, работ и услуг произведена учреждением для деятельности, не являющейся объектом налогообложения по п. 2 ст. 146 НК РФ или не подлежащей налогообложению (освобожденной от налогообложения) НДС согласно ст. 149 НК РФ. В таких случаях НДС учитывается в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг (п. 2 ст. 170 НК РФ).
Пунктом 15 Стандарта "Основные средства" предусмотрено, что в первоначальную стоимость объекта основного средства включаются только невозмещаемые суммы НДС, то есть которые осуществляются вне подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операциях (п. 2, п. 4 ст. 170 НК РФ).
Общий принцип учета сумм "входного" НДС следующий:
- НДС учитывается в стоимости НФА или формирует себестоимость готовой продукции, работ, услуг, если приобретенные у поставщиков (исполнителей) товары (работы, услуги, имущественные права) используются для хозяйственной деятельности, не облагаемой НДС;
- НДС принимается к вычету, т.е. уменьшает требование по уплате учреждением НДС с доходов, если приобретенные материальные ценности, работы, услуги используются в налогооблагаемой деятельности;
- НДС подлежит распределению между видами деятельности, облагаемыми и не подлежащими налогообложению, если приобретенные материальные ценности, работы, услуги используются как в той, так и в другой деятельности.
Бюджетное учреждение, осуществляя деятельность по выполнению задания, не являющуюся объектом налогообложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ), операции, не подлежащие обложению (освобождаемых от налогообложения) по ст. 149 НК РФ, и облагаемые налогом операции в рамках приносящей доход деятельности, для правомерного принятия к вычету НДС, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг, имущественных прав), обязано вести раздельный учет (письма Минфина России от 26.02.2015 N 03-07-11/9545, от 03.12.2014 N 03-07-11/61862).
В п. 4 ст. 170 НК РФ установлены общие принципы раздельного учета НДС, предъявленного поставщиками. Так как в рассматриваемом случае приобретенное оборудование предназначено для использования как в рамках задания, так и в рамках приносящей доход деятельности, то налог распределяется между операциями, облагаемыми и не подлежащими налогообложению НДС. "Входной" НДС по товарам принимается к вычету либо учитывается в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения). Порядок определения указанной пропорции разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно с учетом особенностей, установленных п. 4.1 ст. 170 НК РФ, и утверждается в учетной политике (письмо Минфина России от 11.03.2015 N 03-07-08/12672).
Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период (п. 4.1 ст. 170 НК РФ).
Счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС", в частности, счет 210 12 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам", используется как раз для учета сумм НДС, которые учреждение вправе принять к вычету для целей уменьшения общей суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым операциям. Вместе с тем суммы НДС, предъявленные учреждению поставщиками (подрядчиками), могут предварительно в полном объеме учитываться на счете 210 12, а затем в определенной пропорции приниматься к налоговому вычету либо учитываться при формировании первоначальной стоимости нефинансовых активов или в себестоимости готовой продукции (работ, услуг).
Таким образом, бюджетное учреждение может учесть сумму "входного" НДС на счете 210 12 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" в том объеме, который подлежит вычету, либо предварительно в полном объеме с дальнейшим распределением.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Расчеты по налоговым вычетам по НДС. Счет 210 10 (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Раздельный учет НДС в бюджетном и автономном учреждениях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

16 сентября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.