Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Сельским поселением был заключен договор о предоставлении услуги по разработке паспорта безопасности территории поселения в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ от 25.10.2004 N 484. На какую подстатью КОСГУ отнести расходы? Относится ли паспорт безопасности к основным средствам?

Сельским поселением был заключен договор о предоставлении услуги по разработке паспорта безопасности территории поселения в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ от 25.10.2004 N 484. На какую подстатью КОСГУ отнести расходы? Относится ли паспорт безопасности к основным средствам?

Решение об отнесении объектов имущества к основным средствам, нематериальным активам, материальным запасам, в отношении которых установлен срок эксплуатации, должно принимается постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н), основываясь на профессиональном суждении должностных лиц учреждения, обладающих полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия с учетом положения Инструкции N 157н, Стандарта "Основные средства", Стандарта "Запасы", Стандарта "Нематериальные активы".
Основные критерии по отнесению имущества к объектам основных средств установлены пп. 39, 45 Инструкции N 157н, пп. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства".
Форма Типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - Паспорт) утверждена приказом МЧС РФ от 25.10.2004 N 484 (далее - Приказ N 484). Паспорт безопасности разрабатывается для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций, оценки их возможных последствий, оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории (п. 3 Приложения к Приказу N 484). Составляющие Паспорта перечислены в п. 8 Приложения к Приказу N 484. В частности, к Паспорту прилагаются карты, планы с нанесенными на них зонами последствий возможных чрезвычайных ситуаций, а также зонами индивидуального (потенциального) риска. Кроме того, на карту территории наносятся маршруты перевозок опасных грузов. В расчетно-пояснительной записке к паспорту безопасности территории приводятся диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма) (пп. 10, 11 Приложения к Приказу N 484).
По нашему мнению, данный паспорт не вполне соответствуют критериям отнесения его к объектам основных средств, так как фактически он является официальным документом, оформленным по итогам проведения определенных мероприятий (в том числе с привлечением специализированных организаций) и подлежит использованию не в составе библиотечного фонда учреждения, а является документом, подтверждающим проведение работ (оказание услуг), связанных с определением показателей степени риска чрезвычайных ситуаций, оценки их возможных последствий, оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории планированием действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (п. 3 Приложения к Приказу N 484, п. 5 Правил). Также стоимость разработки паспорта не учитывается при формировании стоимости какого-либо нефинансового актива (как учитывается, например, стоимость работ по разработке проектно-сметной документации при формировании стоимости строящегося здания).
Учитывая, что данный План необходим для использования в деятельности учреждения, то в соответствии с решением комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятым с учетом характеристик и в соответствии с положениями учетной политики учреждения по аналогии с учетом книг, предназначенных не для комплектации библиотечного фонда и не для продажи, учет его может быть осуществлен в составе материальных запасов (п. 118 Инструкции N 157н). Расходы на изготовление в данном случае могут быть отражены по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка N 209н).
Не исключена ситуация, что комиссия примет решение о том, что паспорт безопасности не удовлетворяет критериям по отнесению его в состав нефинансовых активов, а расходы на его изготовление является оплатой услуг, при этом карты, схемы могут рассматриваться в качестве отчетных документов, подтверждающих надлежащее оказание определенной услуги. В данной ситуации расходы могут быть отражены с применением подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н).
Также хотим обратить внимание, что немаловажное значение имеют следующие характеристики, которые также устанавливаются комиссией по поступлению и выбытию активов (например, на основании условий договора), в частности является ли данный план объектом интеллектуальной деятельности и обладателем каких прав является администрация (исключительных или неисключительных). Так, если учреждению переданы исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, то расходы следует отражать по статье 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" КОСГУ (п. 11.2 Порядка N 209н). Если переданы неисключительные права, то применяется подстатья 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. При этом печатная форма плана, а при отсутствии печатной формы (диски, флеш-карты и т.п.) следует рассматривать в качестве носителя информации, не входящего в библиотечный фонд которые могут учитываться в составе материальных запасов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Ответ прошел контроль качества

15 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.