Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По результатам проведенного ТФОМС контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (в соответствии с п. 53 Порядка организации и проведения контроля, утвержденного Приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36) на основании актов повторной экспертизы качества медицинской помощи учреждению выставлена претензия о возврате учреждением в бюджет ТФОМС суммы, выявленной как необоснованно уплаченной учреждению страховой медицинской организацией. Какими бухгалтерскими проводками, КВР и КОСГУ необходимо отразить возврат учреждением суммы, выставленной в претензии, в доход бюджета ТФОМС, если ранее доход от оказания услуги был оплачен учреждению страховой медицинской организацией?

По результатам проведенного ТФОМС контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (в соответствии с п. 53 Порядка организации и проведения контроля, утвержденного Приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36) на основании актов повторной экспертизы качества медицинской помощи учреждению выставлена претензия о возврате учреждением в бюджет ТФОМС суммы, выявленной как необоснованно уплаченной учреждению страховой медицинской организацией. Какими бухгалтерскими проводками, КВР и КОСГУ необходимо отразить возврат учреждением суммы, выставленной в претензии, в доход бюджета ТФОМС, если ранее доход от оказания услуги был оплачен учреждению страховой медицинской организацией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для медицинского учреждения возврат части денежных средств, ранее полученных от страховых организаций в качестве оплаты за оказанные медицинские услуги, по своей сути является возвратом ранее полученных доходов. При этом перечисление возвратов средств, определенных актом повторной экспертизы качества медицинской помощи, автономным медицинским учреждениям следует отражать как уменьшение доходов, полученных от страховых медицинских организаций.

Обоснование вывода:
Средства, получаемые медицинским учреждением по программе ОМС, являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи и учитываются медицинским учреждением в форме доходов.
Данные средства медицинское учреждение получает через страховые медицинские организации по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования (ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", далее - Закон N 326-ФЗ) на основании представленного счета (реестра счетов) оказанных медицинских услуг за период.
Главой 9 Закона N 326-ФЗ предусмотрен обязательный контроль медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) на соответствие предоставленных ими услуг застрахованному лицу объемам, срокам, качеству и условиям договора медицинской помощи по ОМС.
Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (п. 6 ст. 40 Закона N 326-ФЗ, раздел V Приказа Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2021 N 231н "Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения", далее - Порядок N 231н). Также ТФОМС в целях осуществления контроля над деятельностью страховых медицинских организаций имеет право проводить повторную экспертизу качества медицинской помощи медицинских учреждений (п. 45, п. 47 Порядок N 231н), цели и правила оформления которого соответствуют первичному.
Результаты повторной экспертизы качества медицинской помощи являются основанием для применения к медицинскому учреждению мер, предусмотренных ст. 41 Закона N 326-ФЗ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (ч. 9, 10 ст. 40 Закона N 326-ФЗ), а именно:
- неоплата или неполная оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу;
- требование возврата ранее оплаченной стоимости медицинских услуг, а теперь выявленных как медицинские услуги, оказанные застрахованному лицу, с нарушениями;
- уплаты медицинским учреждением штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
В рассматриваемой ситуации к автономному учреждению предъявлено требование возврата ранее оплаченной стоимости медицинских услуг. Порядок отражения указанной хозяйственной операции в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) автономных учреждений, оказывающих медицинские услуги в рамках ОМС, положениями Инструкции N 183н прямо не предусмотрен. Следовательно, такой порядок и бухгалтерские записи учреждению следует согласовать в соответствии с п. 5 Инструкции N 183н.
В то же время для медицинского учреждения возврат в ТОФМС части денежных средств, ранее полученных от страховых организаций в качестве оплаты за оказанные медицинские услуги, по своей сути является возвратом ранее полученных доходов. При этом перечисление возвратов средств, определенных актом повторной экспертизы качества медицинской помощи, автономным медицинским учреждениям следует отражать как уменьшение доходов, полученных от страховых медицинских организаций, вне зависимости от периода их поступления (письмо Федерального фонда ОМС от 21.03.2014 N 1621/21-1/и).
Согласно положениям Инструкции N 183н задолженность перед ТФОМС по возврату средств по результатам повторной экспертизы может быть отражена по дебету счета 7 401 10 132 "Доходы от оказания платных услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования" в корреспонденции с кредитом счета 7 205 32 660 "Расчеты по доходам от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования". Операция по перечислению денежных средств в ТФОМС отражается по дебету счета 7 205 32 560 "Расчеты по доходам от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования" в корреспонденции с кредитом счета 7 201 11 610 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства" с одновременным уменьшением по забалансовому счету 17 (АнКВД 130, КОСГУ 132).
Таким образом, в бухгалтерском учете автономного учреждения могут быть сделаны следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 7 401 10 132 Кредит 7 205 32 661
- отражена обязанность по возврату средств в ТФОМС по результатам повторной экспертизы;
2. Дебет 7 205 32 561 Кредит 7 201 11 610
уменьшение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 132)
- отражен возврат денежных средств в ТФОМС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Ответ прошел контроль качества

9 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.