Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Возможна ли модернизация особо ценного основного средства (стоит в муниципальном реестре города) в бюджетной организации силами коммерческой организации на безвозмездной основе? Какими документами это оформить?

Возможна ли модернизация особо ценного основного средства (стоит в муниципальном реестре города) в бюджетной организации силами коммерческой организации на безвозмездной основе? Какими документами это оформить?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работы по модернизации светофорных объектов, находящихся в оперативном управлении муниципального бюджетного учреждения, могут быть выполнены силами коммерческой организации на безвозмездной основе.
Соответствующие обязательства целесообразно оформить договором между учреждением и коммерческой организацией. Передача выполненных работ может подтверждаться актом о приемке выполненных работ.

Обоснование позиции:
Договор безвозмездного выполнения работ в качестве отдельного вида обязательств в разд. IV ГК РФ не поименован.
Тем не менее принцип свободы договора (п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ) предполагает, что граждане и юридические лица вправе заключить любой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, и определить его условия по своему усмотрению, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законодательством.
Более того, допускается заключение смешанного договора, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами; при этом к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ).
Договор безвозмездного выполнения работ содержит элементы договора дарения (глава 32 ГК РФ) и договора подряда (глава 37 ГК РФ).
Дарение в отношениях между коммерческими организациями не допускается (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ). Между тем никаких ограничений в части заключения договоров дарения между коммерческими и некоммерческими организациями (в том числе муниципальными бюджетными учреждениями) действующее законодательство не содержит.
Таким образом, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации вполне допустимо заключение смешанного договора с элементами договора дарения и договора подряда.
Согласно п. 2 ст. 423 ГК РФ безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. При этом по общему правилу гражданско-правовой договор предполагается возмездным (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Следовательно, условия договора, в соответствии с которым в рассматриваемой ситуации будут выполняться работы, должны однозначно свидетельствовать о его безвозмездности.
Надлежит иметь в виду, что правоспособность бюджетного учреждения ограничена: исчерпывающий перечень видов деятельности, которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указывается в уставе учреждения (абзац второй п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ). Иными словами, заключение бюджетным учреждением рассматриваемого договора возможно только постольку, поскольку это способствует достижению уставных целей учреждения.
Кроме того, в целях организации бухгалтерского и налогового учета при безвозмездном получении работ целесообразно оформлять:
- сметы (иные аналогичные документы), в которых приводится подробный перечень безвозмездно выполненных работ с указанием их стоимости;
- акты (иные аналогичные документы), подтверждающие фактическое выполнение работ, а также свидетельствующие о направленности безвозмездно полученных работ на достижение целей, ради которых создано учреждение и соответствие этих операций указанным целям.
С учетом изложенного, полагаем, что в договоре, который оформляет безвозмездное выполнение работ в пользу учреждения, надлежит отразить как минимум безвозмездный характер отношений сторон, взаимосвязь выполняемых работ с уставной деятельностью муниципального учреждения, объем выполняемых работ, сроки их выполнения, а также порядок передачи результата работ учреждению с подписанием соответствующих актов.
Заметим, наконец, что поскольку бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (абзац первый п. 3 ст. 298 ГК РФ), то в целях исключения рисков возникновения претензий со стороны органов контроля (надзора) надлежит получить согласие собственника (то есть муниципального образования в лице уполномоченного органа) на модернизацию светофорных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Безвозмездное получение работ и услуг (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Учет безвозмездно полученных работ и услуг (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Налогообложение при безвозмездном получении работ и услуг (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

28 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.