Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На какой КВР и какую подстатью КОСГУ органу местного самоуправления отнести расходы на работы по устройству пешеходных тротуаров?

На какой КВР и какую подстатью КОСГУ органу местного самоуправления отнести расходы на работы по устройству пешеходных тротуаров?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Прежде всего, по нашему мнению, администрации необходимо проанализировать принадлежность пешеходных тротуаров в качестве составных частей к автомобильной дороге, а также порядок ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования. В зависимости от этих обстоятельств, если тротуары будут учитываться как самостоятельные инвентарные объекты, расходы на их устройство могут быть отражены с применением КВР 243 или 244 в увязке со статьей 310 КОСГУ. В случае принятия решения об учете пешеходных тротуаров в составе автомобильной дороги затраты на их устройство могут быть отнесены на КВР 243 и подстатью 225 КОСГУ.

Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации организации бюджетной сферы руководствуются Порядками NN 85н и 209н.
Согласно положениям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52765-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация" тротуары и пешеходные дорожки являются элементами обустройства дороги, предназначенными для организации движения транспортных средств и пешеходов, обеспечения безопасных условий движения.
Устройство тротуаров без изменения границ полосы отвода относится к работам капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории (п. 4 раздела II Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 N 402).
Следовательно, расходы на оплату работ по устройству пешеходных тротуаров, размещаемых в полосе отвода без изменения ее границ или придорожной полосе автомобильной дороги, могут отражаться с применением элемента видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества". Если же устройство пешеходных тротуаров по решению профильной комиссии не подходит под ситуацию, связанную с автомобильной дорогой и ее капремонтом, то затраты следует отражать по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
На основании п. 45 Инструкции N 157н обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе малые архитектурные формы) объединяются согласно учетной политике в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского (бюджетного) учета комплексом объектов основных средств (учитывается в составе дороги), если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.
Соответственно, в случае принятия решения об учете пешеходных тротуаров в составе автомобильной дороги расходы на его устройство могут быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ без увеличения стоимости автомобильной дороги. Дело в том, что в силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (далее - Закон N 257-ФЗ) увеличение стоимости автомобильной дороги может отражаться только в случае ее реконструкции, под которой понимается комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 9 ст. 3 Закона N 257-ФЗ).
В то же время пешеходные тротуары как объект движимого имущества могут быть приняты к учету в качестве самостоятельных объектов основных средств (письмо Минфина России от 09.07.2014 N 02-06-10/33303, решение Кемеровского областного суда от 28.11.2018 по делу N 21-909/2018). В Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) по таким объектам должна содержаться их краткая индивидуальная характеристика (например: длина, месторасположение и прочее). Необходимо отметить, что судебная практика не позволяет отнести укладку на части земельного участка определенного покрытия к объектам недвижимого имущества (смотрите, в частности, постановления Десятого ААС от 31.01.2017 N 10АП-18200/16, ФАС Уральского округа от 12.09.2013 N Ф09-7798/13 по делу N А34-6477/2012, ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 по делу N Ф26-7683/2010).
Соответственно, даже в том случае, если порядок ведения реестра имущества муниципального образования предусматривает учет тротуаров в качестве самостоятельных объектов имущества, то расходы на устройство тротуара не могут рассматриваться в качестве бюджетных инвестиций: порядок учета объектов имущества не является критерием для отнесения такого имущества к недвижимому либо движимому.
Специалисты финансового ведомства допускают возможность отнесения расходов, отражаемых с применением КВР 243, не только на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ, но и на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (смотрите Таблицу соответствия КВР и КОСГУ, доведенную информацией Минфина России от 14.06.2022).
Таким образом, если на основании решения уполномоченных лиц, принятого в соответствии с порядком ведения реестра муниципального имущества, пешеходные тротуары будут учитываться в качестве самостоятельных инвентарных объектов, то расходы на его устройство могут быть отражены с применением КВР 243 и статьи 310 КОСГУ. Если же устройство тротуаров будет рассматриваться не как часть принадлежности к автомобильной дороге, но в виде отдельных основных средств, то затраты можно отнести на КВР 244 и статью 310 КОСГУ.
Обратим внимание, что особенности отражения в бюджетном учете объектов и элементов благоустройства целесообразно отразить в актах субъекта учета, принятых в рамках формирования его учетной политики.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

4 июля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.