Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере После проверки Контрольная счетная палата вынесла предписание о возврате денежных средств в доход бюджета из-за неверного расчета МРОТ. Казенным учреждением принято решение о взыскании за счет виновного лица путем удержания 20% из заработной платы до полного погашения долга. Казенное учреждение является подведомственным администрации и не является администратором доходов. Какие корреспонденции счетов необходимо оформить в данной ситуации?

После проверки Контрольная счетная палата вынесла предписание о возврате денежных средств в доход бюджета из-за неверного расчета МРОТ. Казенным учреждением принято решение о взыскании за счет виновного лица путем удержания 20% из заработной платы до полного погашения долга. Казенное учреждение является подведомственным администрации и не является администратором доходов. Какие корреспонденции счетов необходимо оформить в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возмещение денежных средств виновным лицом и их возврат в доход соответствующего бюджета отражается в бюджетном учете казенного учреждения в качестве компенсации затрат с применением счета 1 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат".

Обоснование вывода:
В сложившейся ситуации возмещение денежных средств виновным лицом путем удержания из зарплаты и их возврат в доход соответствующего бюджета по итогам контрольных мероприятий следует рассматривать как новый факт хозяйственной жизни, который отражается в бюджетном учете казенного учреждения в качестве компенсации затрат.
Расчеты по суммам ущерба, причиненные незаконным (неправомерным) использованием бюджетных средств, подлежат отражению в учете казенного учреждения на счете 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" (п. 220 Инструкции N 157н, смотрите также, к примеру, письмо Минфина России от 30.08.2019 N 02-06-10/66912).
Согласно п. 12.1.3 Порядка N 85н, подп. 9.3.4 п. 9 Порядка N 209н доходы от компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений относятся на статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатью 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ. При вынесении предписания, содержащего требование о принятии мер по возврату средств соответствующего бюджета при их неправомерном использовании, применяется код классификации доходов бюджетов 000 1 13 02990 00 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат государства" (письмо Минфина России от 05.03.2020 N 02-05-11/16700).
Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, отражаются по дебету счета 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" и кредиту счетов 0 401 10 134 "Доходы от компенсации затрат", 0 401 40 134 "Доходы будущих периодов от компенсации затрат" (п. 86 Инструкции N 162н). В случае, когда виновное лицо не оспаривает сумму ущерба и в добровольном порядке возвращает денежные средства, согласно положениям п. 34 Стандарта "Доходы" учреждение может отразить такие поступления в составе доходов соответствующего текущего периода. Применение счета 0 401 40 134 целесообразно в том случае, если виновное лицо еще не установлено или установлено, но не согласно с возмещением ущерба казенному учреждению.
В рассматриваемой ситуации сумма ущерба удерживается из заработной платы сотрудника по его согласию. Для учета расчетов по удержаниям из заработной платы применяется счет 0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда" (п. 273 Инструкции N 157н, п. 108 Инструкции N 162н).
Любые доходы казенного учреждения подлежат зачислению в бюджет (пп. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ). Следовательно, денежные средства, полученные от сотрудника в возмещение ущерба, должны быть направлены в доход бюджета, то есть перечислены на лицевой счет администратора кассовых поступлений доходов бюджета.
Следовательно, задолженность, числящаяся на счете 0 304 03 000, погашается путем перечисления удержанных сумм в доход бюджета. Перечисление средств в доход бюджета отражается по тому же коду бюджетной классификации, по которому производится оплата труда.
Таким образом, в соответствии с положениями Инструкции N 162н в бюджетном учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями администратора кассовых поступлений, рассматриваемая ситуация может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
В бюджетном учете казенного учреждения:
1. Дебет КДБ 1 209 34 567 Кредит КДБ 1 401 10 134
- отражено начисление задолженности виновного лица, добровольно возмещающего сумму ущерба;
2. Дебет КРБ 1 302 11 837 Кредит КРБ 1 304 03 737
- отражено удержание из зарплаты суммы (части суммы) задолженности сотрудника;
3. Дебет КДБ 1 304 04 134 Кредит КДБ 1 303 05 731
- отражено направление администратору доходов Извещения (ф. 0504805) о поступлении ожидаемых доходов;
4. Дебет КРБ 1 304 03 837 Кредит КРБ 1 304 05 211
- отражено перечисление удержанных сумм;
5. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КДБ 1 209 34 667
- на основании поступившего в казенное учреждение от администратора доходов Извещения (ф. 0504805) отражено поступление средств в доход бюджета.
В бюджетном учете администратора доходов:
1. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КДБ 1 304 04 134
- отражена ожидаемая сумма поступления в доход бюджета на основании полученного от казенного учреждения Извещения (ф. 0504805);
2. Дебет КДБ 1 210 02 134 Кредит КДБ 1 303 05 731
- денежные средства поступили в бюджет (на основании данных выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет выявленных переплат и неположенных выплат (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

23 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.