Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В казенном учреждении (не администратор доходов) в ходе проведения капитального ремонта подрядчиком образовался металлолом. Данный металлолом останется в учреждении и в дальнейшем по договору со специализированной организацией будет реализован. Денежные средства от реализации металлолома поступят на доходный КБК Министерства имущественных отношений. Как в бюджетном учете казенного учреждения и на основании каких документов отразить оприходование металлолома по результатам проведения капитального ремонта и его дальнейшую реализацию?

В казенном учреждении (не администратор доходов) в ходе проведения капитального ремонта подрядчиком образовался металлолом. Данный металлолом останется в учреждении и в дальнейшем по договору со специализированной организацией будет реализован. Денежные средства от реализации металлолома поступят на доходный КБК Министерства имущественных отношений. Как в бюджетном учете казенного учреждения и на основании каких документов отразить оприходование металлолома по результатам проведения капитального ремонта и его дальнейшую реализацию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Материальные запасы (металлолом), полученные в ходе проведения ремонтных работ, принимаются к балансовому учету с использованием счета 1 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления" по справедливой стоимости. Порядок документального оформления оприходования металлолома необходимо закрепить в рамках учетной политики казенного учреждения.
В целях отражения расчетов по доходам от реализации металлолома в рассматриваемой ситуации применяется счет 1 205 74 000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами". Казенным учреждением в бюджетном учете отражается начисление задолженности плательщиков перед бюджетом по уплате доходов (начисление доходов), а поступление доходов в бюджет отслеживает уже администратор кассовых поступлений. Операции по передаче расчетов по доходам между подведомственным учреждением и администратором кассовых поступлений следует формировать в корреспонденции со счетом 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" на основании Извещения (ф. 0504805).

Обоснование вывода:
В результате проведения ремонтных или демонтажных работ в распоряжении учреждения могут оставаться материальные ценности.
В соответствии с п. 35 Стандарта "Концептуальные основы" объектами бюджетного учета являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни, установленные настоящим стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности.
Согласно п. 36 Стандарта "Концептуальные основы" актив представляет собой имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
Соответственно, если имущество, образовавшееся в ходе капитального ремонта объекта, отвечает понятию актива, то есть подлежит дальнейшей эксплуатации или реализации, то оно должно учитываться на балансовых счетах казенного учреждения. Более того, п. 23 Инструкции N 162н прямо предусмотрено принятие к бюджетному учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа объектов нефинансовых активов. Полагаем, данная хозяйственная ситуация является аналогичной рассматриваемой в вопросе. Соответственно, металлолом, отвечающий понятию актива, должен быть учтен на балансе казенного учреждения.
Таким образом, при отражении в бюджетном учете операций по ремонту объектов основных средств нужно оприходовать (в качестве прочих материальных запасов) демонтированные детали и запасные части, пригодные к дальнейшему использованию. Соответственно, металлолом подлежит учету на соответствующем счете аналитического учета счета 105 00 000 "Материальные запасы" (п. 98 Инструкции N 157н).
Принятие к бюджетному учету материальных запасов (в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, иных материалов (возвратных материалов)), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счета 0 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления" (абзац 7 п. 23 Инструкции N 162н).
Согласно п. 22 Стандарта "Запасы" первоначальной стоимостью таких материальных запасов является их справедливая стоимость, определяемая методом рыночных цен. В случае если определить стоимость образованных материальных запасов по каким-либо причинам невозможно, то такие активы отражаются в составе запасов в условной оценке "один объект - один рубль".
Согласно п. 34 Инструкции N 157н принятие к учету объектов нефинансовых активов осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Согласно положениям Приказа N 52н принятие к балансовому учете металлолома может быть оформлено Актом приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) или Приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207)).
Кроме того, учитывая характер конкретных фактов хозяйственной жизни, дополнительно могут применяться иные первичные документы, разработанные на основе форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а. Например, при осуществлении ремонтных (демонтажных) работ подрядным способом может быть составлен Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма N М-35).
Конкретный порядок документального оформления оприходования металлолома по результатам проведения капитального ремонта необходимо закрепить в рамках учетной политики казенного учреждения.
Для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных казенным учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов), возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству РФ на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат предназначен счет 205 00 "Расчеты по доходам" (п. 197 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н), в частности, в учете подведомственного учреждения начисление доходов бюджета, в том числе от сдачи металлолома, осуществляется с использованием счетов 0 205 74 000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами". Согласно п. 78 Инструкции N 162н начисление доходов в данной ситуации можно отразить по дебету счета 1 205 74 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами" и кредиту счета 1 401 10 172 "Доходы текущего периода от операций с активами".
Списание материальных запасов при их реализации отражается по дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 26 Инструкции N 162н). Однако подстатья 172 КОСГУ применяется для отражения операций по определению финансового результата от операций с активами (основными средствами, нематериальными активами, непроизведенными активами, материальными запасами) и не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытия. Денежные средства, полученные от реализации металлолома, следует отражать с применением АнКВД 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" в увязке с подстатьей 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ (п. 12.2.4 Порядка N 85н, п. 12.4.6 Порядка N 209н, письмо Минфина России от 19.12.2014 N 02-08-10/65863).
Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности (п. 6 Правил, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 11.05.2001 NN 369, 370, далее - Правила NN 369, 370). При этом согласно п. 10 Правил N 369 и п. 11 Правил N 370 лицу, сдающему металлолом, выдается экземпляр Приемосдаточного акта (Приложение N 1 к Правилам NN 369, 370). В данном акте содержится вся информация, необходимая для отражения в учете начисления доходов: вес нетто, цена (с учетом засоренности металлолома), а также сумма, которую должна уплатить специализированная организация.
Отметим, что для учета отпуска материальных ценностей учреждением-отправителем сторонним организациям, в том числе с привлечением организаций, осуществляющих перевозку, на основании договоров (контрактов) и других документов Приказом N 52н предусмотрена унифицированная форма "Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону" (ф. 0504205). Накладную (ф. 0504205) можно применять и при реализации металлолома.
Операции по передаче расчетов по доходам между подведомственным учреждением и администратором кассовых поступлений следует формировать в корреспонденции со счетом 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" на основании Извещения (ф. 0504805) с информацией о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах, направленных в адрес администратора кассовых поступлений подведомственным учреждением.
Иными словами, подведомственным учреждением в бюджетном учете отражается начисление задолженности плательщиков перед бюджетом по уплате доходов (начисление доходов), а поступление доходов в бюджет отслеживает уже администратор кассовых поступлений.
Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 105 36 346 Кредит КДБ 1 401 10 199
- отражено принятие к учету металлолома, образовавшегося в ходе проведения подрядных работ;
2. Дебет КРБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 105 36 446
- отражено списание суммы стоимости металлолома при реализации;
3. Дебет КДБ 1 205 74 56Х Кредит КДБ 1 401 10 172
- начислен доход от реализации металлолома;
4. Дебет КДБ 1 304 04 446 Кредит КДБ 1 303 05 731
- оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений в бюджет Извещение (ф. 0504805);
5. Дебет КДБ 1 303 05 831 КДБ Кредит КДБ 1 205 74 66Х
- отражено поступление денежных средств на основании Извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

23 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.