Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Учреждение имеет электронную подпись, набор специальных файлов: ключ электронной подписи, ключ проверки электронной подписи, сертификат ключа проверки (ст. 2 Закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ). Электронные файлы установлены на компьютер как программное обеспечение. Расходы на ЭЦП не производились, учреждению ЭЦП выдана бесплатно органом казначейства. Как отразить в учете ЭЦП?

Учреждение имеет электронную подпись, набор специальных файлов: ключ электронной подписи, ключ проверки электронной подписи, сертификат ключа проверки (ст. 2 Закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ). Электронные файлы установлены на компьютер как программное обеспечение. Расходы на ЭЦП не производились, учреждению ЭЦП выдана бесплатно органом казначейства.
Как отразить в учете ЭЦП?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Предоставление органом казначейства учреждению ЭЦП целесообразно рассматривать в качестве услуги, оказываемой удостоверяющим центром. В свою очередь, в соответствии с нормами действующего законодательства признание в бухгалтерском учете иных доходов при получении работ и услуг, оказанных учреждению безвозмездно, не осуществляется. Вместе тем информация о безвозмездно полученной ЭЦП может быть отражена на специальном дополнительном забалансовом счете при условии согласования его использования с субъектом консолидации. Кроме того, в целях управленческого учета соответствующие сведения могут учитываться в отдельном регистре (журнале).

Обоснование вывода:
Электронная подпись (далее - ЭЦП)*(1) представляет собой цифровой аналог собственноручной подписи, с помощью которой можно подписывать электронные документы. Такая подпись гарантирует, что документ исходит от конкретного лица. С технической точки зрения согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" электронная подпись представляет собой определенную информацию в электронной форме, которая присоединяется к подписываемой информации.
Изготовление сертификатов ключей подписей, создание ключей ЭЦП, а также предоставление участникам информационных систем иных услуг, связанных с использованием ЭЦП, отнесены к услугам, оказываемым удостоверяющим центром. Следовательно, сама ЭЦП, как и сертификаты ключей подписей, не могут быть отнесены к материальным активам учреждения, приобретенным (полученным) по договору с удостоверяющим центром.
Отметим, что Федеральное казначейство наделено полномочиями удостоверяющего центра (смотрите, к примеру, письмо Федерального казначейства от 18.12.2013 N 42.-7.4-05/2.1-825). Соответственно, оно может бесплатно создавать ЭЦП для организаций бюджетной сферы. В результате безвозмездно оказанной услуги учреждение получает ЭЦП. При этом определять стоимость полученной услуги и отражать ЭЦП на балансовых и забалансовых счетах не требуется.
Это связано с тем, что согласно п. 43 Стандарта "Доходы" признание в бухгалтерском учете иных доходов от необменных операций при получении работ и услуг, оказанных учреждению безвозмездно, не осуществляется. В соответствии с подп. "г" п. 55 Стандарта "Доходы" информация об основных видах безвозмездно полученных услуг (работ) раскрывается в пояснительной записке к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (смотрите также письмо Минфина России от 22.05.2019 N 02-07-10/36688).
Вместе с тем совершаемые факты хозяйственной жизни являются объектами учета (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Кроме того, максимально полное отражение информации в регистрах бухгалтерского учета необходимо для организации внутреннего контроля в учреждении, планирования его деятельности.
Для соблюдения указанных целей согласно учетной политике информация о безвозмездно полученной ЭЦП может быть отражена на специальном дополнительном забалансовом счете. Однако обратим внимание, что обязательным условием для применения дополнительного забалансового счета является согласование его использования с субъектом консолидации (пп. 1, 332 Инструкции N 157н). Также возможен вариант, при котором необходимые сведения будут учитываться в отдельном регистре в рамках управленческого учета. Порядок формирования нужной информации может быть определен в разрезе ответственных лиц за сбор и отражение сведений путем занесения такой информации в специально отведенный журнал и т.п.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

------------------------------------------------------------------------
*(1) Понятие "электронно цифровая подпись" было предусмотрено Федеральным законом от 10.01.2022 N 1-ФЗ и в настоящее время в целях применения Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ не используется.
Вместе с тем сокращение "ЭЦП" в целях применения Методических указаний, утвержденных приказами Минфина России от 16.04.2021 N 61н и от 30.03.2015 N 52н, применяется для замены словосочетания "квалифицированная электронная подпись". В данном материале под ЭЦП подразумевается квалифицированная электронная подпись, требования к которой определены ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".