Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Относятся ли к прочим затратам по государственному (муниципальному) долгу услуги по организации выпуска облигаций, листинг облигаций, поддержание облигаций, депозитарные услуги? К какой бюджетной классификации (раздел, подраздел, вид расходов, КОСГУ) следует отнести: услуги генерального агента (агента) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по размещению, выкупу, обмену долговых обязательств субъектов Российской Федерации; услуги по организации выпуска облигаций, листинг облигаций, поддержание облигаций, депозитарные услуги? Какими бухгалтерскими записями оформляются данные операции?

Относятся ли к прочим затратам по государственному (муниципальному) долгу услуги по организации выпуска облигаций, листинг облигаций, поддержание облигаций, депозитарные услуги? К какой бюджетной классификации (раздел, подраздел, вид расходов, КОСГУ) следует отнести: услуги генерального агента (агента) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по размещению, выкупу, обмену долговых обязательств субъектов Российской Федерации; услуги по организации выпуска облигаций, листинг облигаций, поддержание облигаций, депозитарные услуги? Какими бухгалтерскими записями оформляются данные операции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по организации выпуска облигаций, листинг облигаций, поддержание облигаций, депозитарные услуги могут быть отнесены к прочим затратам по государственному долгу. При отражении прочих затрат по государственному долгу следует использовать тот КБК, по которому осуществляется финансирование деятельности органа власти (финансового органа), осуществляющего функции эмитента облигаций. Прочие затраты по государственному (муниципальному) долгу признаются в составе расходов будущих периодов.

Обоснование вывода:
Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта РФ выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо финансовый орган субъекта РФ, наделенные законом субъекта РФ правом на осуществление государственных заимствований субъекта РФ (п. 6 ст. 121.1 БК РФ).
Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 182н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Затраты по заимствованиям" (далее - Стандарт).
Стандарт устанавливает единые требования к порядку признания затрат по государственному (муниципальному) долгу и затрат по заимствованиям учреждений, а также требования к информации об указанных затратах, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно п. 5 Стандарта к прочим затратам по государственному долгу относятся иные расходы бюджета, непосредственно связанные с государственным долгом, в том числе затраты на оплату услуг кредитных организаций или других специализированных финансовых организаций по выполнению ими функций генерального агента (агента) исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в соответствии со статьей 119 БК РФ.
При этом согласно тому же пункту к затратам по государственному (муниципальному) долгу относятся затраты на обслуживание государственного (муниципального) долга и прочие затраты по государственному (муниципальному) долгу.
Листинг ценных бумаг - включение ценных бумаг организатором торговли в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе включение ценных бумаг биржей в котировальный список (подп. 20 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ)).
Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по учету и переходу прав на бездокументарные ценные бумаги и обездвиженные документарные ценные бумаги, а также по хранению обездвиженных документарных ценных бумаг при условии оказания услуг по учету и переходу прав на них, и в случаях, предусмотренных федеральными законами, по учету цифровых прав (п. 1 ст. 7 Закона N 39-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 119 БК РФ под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета. Учитывая положения п. 1 ст. 119 БК РФ, расходы по организации выпуска облигаций, листинг облигаций, поддержание облигаций, депозитарные услуги не могут быть отнесены напрямую к расходам по обслуживанию государственного (муниципального) долга. Так как перечень расходов, относящихся к прочим затратам по государственному долгу, исчерпывающим не является, полагаем, что к ним могут быть так же отнесены и расходы по организации выпуска облигаций, листинг облигаций, поддержание облигаций, депозитарные услуги.
На подстатьи статьи 230 КОСГУ относятся расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга. Прочие затраты по государственному долгу не относятся к затратам на обслуживание государственного (муниципального) долга, поэтому такие расходы не могут быть отнесены ни на одну из подстатей статьи 230 КОСГУ. По нашему мнению, в таком случае может быть применена статья 226 "Прочие услуги" КОСГУ (смотрите также п. 10.2.6 Порядка N 209н).
Положениями Порядка N 85н прямо предусмотрено, что по подразделу 1301 "Обслуживание государственного (муниципального) внутреннего долга" классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы, связанные с выплатой процентных платежей по государственным (муниципальным) долговым обязательствам в валюте РФ, выплатой дисконта при погашении (выкупе) государственных (муниципальных) долговых обязательств в валюте РФ, а также иные платежи по обслуживанию государственных (муниципальных) долговых обязательств в валюте РФ, за исключением расходов, связанных с выплатой вознаграждения (комиссии) агентам за оказание агентских услуг в сфере размещения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных (муниципальных) долговых обязательств (п. 18.2.13 Порядка N 85н).
Таким образом, при отражении прочих затрат по государственному долгу следует использовать КБК, по которому осуществляется финансирование деятельности органа власти (финансового органа), исполняющего функции эмитента облигаций.
Согласно п. 6 Стандарта прочие затраты по государственному (муниципальному) долгу признаются в составе расходов будущих периодов с последующим включением в состав расходов текущего периода.
Учитывая изложенное и положения Инструкции N 162н, бухгалтерские записи по отражению прочих затрат по государственному (муниципальному) долгу могут быть следующими:
1. Дебет КРБ 1 401 50 226 Кредит КРБ 1 302 26 73Х
- отражены прочие затраты по государственному (муниципальному) долгу в составе расходов будущих периодов;
2. Дебет КРБ 1 302 26 83Х Кредит КРБ 1 304 05 226
- оплачены прочие затраты по государственному (муниципальному) долгу;
3. Дебет КРБ 1 401 20 226 Кредит КРБ 1 401 50 226
- ежемесячно расходы будущих периодов в части прочих затрат по государственному (муниципальному) долгу отнесены в состав расходов текущего финансового периода.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

16 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.