Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По каким КВР и КОСГУ автономному учреждению следует отражать компенсационные выплаты спортивным судьям (нештатным лицам и штатным сотрудникам), связанные с оплатой стоимости питания (оплата производится по соглашению, спортивное мероприятие включено в календарь мероприятий)?

По каким КВР и КОСГУ автономному учреждению следует отражать компенсационные выплаты спортивным судьям (нештатным лицам и штатным сотрудникам), связанные с оплатой стоимости питания (оплата производится по соглашению, спортивное мероприятие включено в календарь мероприятий)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, в конкретной ситуации расходы на компенсацию стоимости питания спортивным судьям, привлеченным к участию в официальных спортивных или физкультурных мероприятиях, целесообразно отражать по КВР 113 "Иные выплаты учреждений привлекаемым лицам" и подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ вне зависимости от того, являются ли лица, привлекаемые в качестве спортивных судей, штатными сотрудниками автономного учреждения или нет.

Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы руководствуются положениями Порядков NN 85н и 209н. Отнесение расходов на тот или иной код должно осуществляться исходя из экономического содержания хозяйственной операции (п. 3 Порядка N 209н).
Согласно прямой норме подп. 10.2.6 п. 10 Порядка N 209н расходы на компенсационные выплаты, связанные с оплатой стоимости питания спортивным судьям, не являющимся штатными сотрудниками учреждения и привлекаемым к участию в спортивных мероприятиях, относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
В соответствии с п. 48.1.1.3 Порядка N 85н расходы на выплаты физлицам, привлекаемым автономными учреждениями для участия в различного рода мероприятиях, отражаются с применением элемента видов расходов 113 "Иные выплаты учреждений привлекаемым лицам". Однако обязательным условием применения КВР 113 является отсутствие заключенных с физлицами трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера. В том случае, если отношения между учреждением и физлицами возникают на основании заключенного сторонами договора, расходы отражаются с применением тех элементов видов расходов, с применением которых отражаются расходы в рамках договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, независимо от наличия у контрагента статуса юридического лица. Иными словами, если физическое лицо является стороной договора об оказании услуг, то расходы относятся на соответствующие элементы видов расходов группы 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", в частности, на КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
Условия проведения физкультурных или спортивных мероприятий определяются их организаторами, под которыми понимаются юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия. Учитывая, что размеры компенсационных выплат спортивным судьям в рассматриваемой ситуации определены постановлением местной администрации, полагаем, что организатором такого мероприятия является муниципальное образование. Иными словами, речь в вопросе идет именно об официальном спортивном мероприятии. Ведь в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ (далее - Закон N 329-ФЗ) официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия - это физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов РФ, муниципальных образований.
Спортивный судья - физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию (ст. 2 Закона N 329-ФЗ). При этом Закон N 329-ФЗ не устанавливает ни запрета, ни обязанности организатора мероприятий на выплату вознаграждения за осуществление судейства при проведении спортивных соревнований, а также не регламентирует порядок документального оформления решения о наделении спортивного судьи соответствующими полномочиями для участия в конкретном спортивном мероприятии. В то же время для реализации права на получение компенсации за питание спортивному судье не требуется заключать договор, который с точки зрения гражданского законодательства будет рассматриваться как закупка на нужды учреждения - размер полагающихся судье выплат определяется порядком, утвержденным на уровне публично-правового образования, то есть обязательства перед спортивными судьями относятся к публичным обязательствам. В том случае, если установленный на уровне муниципального образования порядок финансирования спортивных мероприятий не предусматривает положений, регламентирующих алгоритм привлечения/назначения/отбора спортивных судей, учреждению, ответственному за проведение мероприятия, достаточно определить такие положения локальным актом.
Во избежание попыток квалификации договора, которым, по сути, физическое лицо выражает согласие на участие в конкретном официальном спортивном мероприятии, в качестве договора ГПХ учреждению целесообразно избегать применения неоднозначных формулировок. Полагаем, что для привлечения конкретного физлица для участия в спортивном мероприятии в его адрес может быть направлено предложение, положительный ответ на которое может быть оформлен в письменной форме. Конкретный порядок назначения спортивного судьи необходимо предусмотреть локальным актом учреждения, которому поручено проведение мероприятия. В качестве документа, подтверждающего назначение спортивного судьи при проведении официального спортивного мероприятия, может быть определен приказ, регламент проведения спортивного мероприятия, решение специально созданной комиссии в том случае, если судья назначается по итогам конкурса, и т.п. Цель оформления таких документов - наделение физлица статусом участника мероприятия.
Подобный подход позволить устранить риски возникновения претензий не только по поводу применения соответствующих кодов классификации расходов бюджета, но и риски предъявления претензий со стороны налоговых органов по вопросу начисления страховых взносов и удержания НДФЛ. Дело в том, что доходы в размере оплаты стоимости питания спортивных судей в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению в том случае, если являются компенсационной выплатой, установленной законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления. При выполнении аналогичных условий данные выплаты также не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с п. 1 ст. 422 НК РФ.
По нашему мнению, применение КВР 244 будет вполне обосновано в том случае, если обязательства по выплате компенсации стоимости питания не могут быть отнесены к публичным обязательствам. Например, если учреждение по собственной инициативе является организатором спортивного или физкультурного мероприятия, не отнесенного к официальным спортивным или физкультурным мероприятиям, для обслуживания которого приглашаются судьи. В этом случае учреждение от своего имени вправе заключить договор об оказании услуг, который будет являться правовым основанием для выплаты физлицу соответствующих компенсаций (даже если размер таких компенсаций будет соответствовать размеру гарантий, предоставляемых при проведении официальных мероприятий).
В рассматриваемой ситуации даже сотрудники учреждения осуществляют судейские полномочия не в рамках трудовых отношений, так как:
- во-первых, спортивный судья - это не должность, предусмотренная штатным расписанием, а в определенном смысле статус;
- во-вторых, в должностные обязанности сотрудников автономного учреждения не входит участие в спортивных и физкультурных мероприятиях в качестве судей. Они приглашаются для осуществления судейства на общих основаниях, как и нештатные физические лица.
Таким образом, полагаем, что независимо от того, являются ли лица, привлекаемые в качестве спортивных судей, штатными сотрудниками учреждения или нет, в данной ситуации расходы на компенсацию стоимости питания целесообразно отражать по КВР 113 и подстатье 226 КОСГУ.
Однако если рассматриваемая в вопросе компенсационная выплата сотрудникам автономного учреждения будет обусловлена их статусом в соответствии с трудовыми договорами, то в этом случае, на наш взгляд, можно говорить уже о применении КВР 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда" и подстатьи 214 "Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме" КОСГУ (п. 48.1.1.2 Порядка N 85н, подп. 10.1.4 п. 10 Порядка N 209н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

10 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.