Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Федеральное казенное учреждение планирует проведение благоустройства территории (капитального строительства не планируется) с установкой на ней детской игровой площадки/городка. Необходима ли разработка проектно-сметной документации (ПСД), проведение экспертизы ПСД? Как учитывать детскую игровую площадку? На какие КВР и КОСГУ отнести вышеуказанные услуги/работы?

Федеральное казенное учреждение планирует проведение благоустройства территории (капитального строительства не планируется) с установкой на ней детской игровой площадки/городка. Необходима ли разработка проектно-сметной документации (ПСД), проведение экспертизы ПСД? Как учитывать детскую игровую площадку? На какие КВР и КОСГУ отнести вышеуказанные услуги/работы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Для решения вопроса о необходимости подготовки проектно-сметной документации для осуществления работ по благоустройству за счет средств соответствующего бюджета и проведения ее государственной экспертизы прежде всего необходимо установить, относятся ли они к строительным. Такое решение не входит в компетенцию бухгалтерской службы, поэтому для этих целей целесообразно привлечение специалистов в области строительства.
2. В рамках работ по благоустройству территории казенным учреждением может быть принято решение об учете малых архитектурных форм - объектов, входящих в комплекс детской игровой площадки, в качестве самостоятельных основных средств.
3. Порядок отражения расходов на оплату договора (контракта) по благоустройству территории будет зависеть от условий заключенного договора (контракта), представленных контрагентом первичных документов и непосредственного решения профильной комиссии.

Обоснование вывода:
1. Проектная и сметная документация (проектно-сметная документация, ПСД) может разрабатываться для целей:
- строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - ОКС), их частей;
- капитального ремонта ОКС;
- текущего ремонта ОКС.
Проектная документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт ОКС (ст. 51 ГрК РФ). В п. 10 ст. 1 ГрК РФ дано определение ОКС, под которым понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33, ч. 9.2 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу ОКС документация о закупке должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется.
Согласно ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ если сметная стоимость строительства ОКС, финансируемого с привлечением средств вышеперечисленных субъектов, превышает 10 млн руб., она подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта таких объектов указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством РФ. Одновременно п. 2 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ указывает, что проектная документация всех объектов (кроме линейных), сметная стоимость строительных работ на которых в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, должна проходить государственную экспертизу.
Соответственно, для решения вопроса о необходимости подготовки проектно-сметной документации для осуществления работ по благоустройству за счет средств бюджета и проведения ее государственной экспертизы, включая проверку достоверности сметной стоимости, прежде всего необходимо определить, относятся ли они к строительным.
Благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п. 36 ст. 1 ГрК РФ). Кроме этого, под благоустройством понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка (п. 3.2 Свода правил СП 82.13330.2016).
Отметим, что правоприменительная практика, как правило, не относит работы по благоустройству к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС (смотрите решения УФАС по Иркутской области от 01.11.2019 N 038/1116/19, по Амурской области от 10.08.2018 N ЖМ-100/2018, по Калининградской области от 21.06.2018 N КС-191/2018, от 22.06.2018 N КС-174/2018, по Сахалинской области от 08.11.2019 N 065/06/106-415/2019, по Карачаево-Черкесской Республике от 28.08.2017 N 143). В то же время, если контрактом предусмотрены помимо видов работ по благоустройству строительные работы "капитального характера", такой контракт может быть признан контрактом на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (смотрите решение УФАС по Новгородской области от 21.06.2017 N 3082/03).
Таким образом, применительно к каждой конкретной ситуации решение вопроса о том, являются ли работы по благоустройству, относящимся к строительным работам - работам, связанным с объектом капитального строительства, или являются иными работами (работами по благоустройству территории, земельного участка), не может быть решен методом правового анализа, а должен быть решен с привлечением специалистов в области строительства (смотрите также письмо Минфина России от 26.08.2020 N 24-01-08/74931).
2. Оборудование детской игровой площадки можно отнести к объектам или элементам благоустройства в виде малых архитектурных форм (п. 38 ст. 1 ГрК РФ, пп. 3.11, 4.2б Свода правил СП 82.13330.2016, смотрите также, к примеру, пп. 32, 41 Правил, утвержденных решением Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 27.09.2019 N 5).
Особенности отражения в учете объектов и элементов благоустройства необходимо закрепить в локальном акте организации бюджетной сферы (учетной политике). При проведении работ по благоустройству территории могут создаваться объекты, отвечающие критериям, установленным Инструкцией N 157н и Стандартом "Основные средства", для их признания основными средствами, которые в целях бухгалтерского учета могут отражаться на соответствующих аналитических счетах счета 101 00 "Основные средства". Вновь созданные объекты могут быть учтены в качестве самостоятельных инвентарных объектов, если соответствующее решение будет принято комиссией по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н). При принятии конкурентного решения профильная комиссия должна руководствоваться пп. 7, 8, 9, 10 Стандарта "Основные средства" и пп. 38, 39, 45 Инструкции N 157н. Соответствующее решение уполномоченных должностных лиц, входящих в состав профильной комиссии, должно быть основано на их профессиональном (субъективном) суждении.
Если малые архитектурные формы отвечают критериям, установленным Стандартом "Основные средства" и Инструкцией N 157н, то комиссией может быть принято вполне обоснованное решение об их признании в качестве самостоятельных объектов основных средств (смотрите также письмо Минфина России от 11.10.2019 N 02-07-10/78244). Признаками капитальности такие объекты могут и не обладать (письмо Минфина России от 04.10.2019 N 02-05-11/76518).
Анализ судебной практики также показывает, что такие объекты, как детские игровые площадки, как правило, учитываются в составе движимого имущества (постановления Пятнадцатого ААС от 19.05.2009 N 15АП-8720/2008, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 N 07АП-7145/09).
Так, в Методических рекомендациях по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613 (далее - Методические рекомендации), были даны подробные описания элементов благоустройства территории. В соответствии с таблицей N 13 приложения N 2 к Методическим рекомендациям домики, горки и качели относятся к игровому и спортивному оборудованию. Несмотря на то, что Методические рекомендации утратили силу, полагаем, что нормами в части расшифровки определенных понятий можно руководствоваться и в настоящее время.
Таким образом, исходя из понятий и определений, а также характеристик и назначения малых архитектурных форм, считаем, что казенным учреждением может быть принято вполне обоснованное решение об учете объектов, входящих в комплекс детской игровой площадки, в качестве самостоятельных основных средств, а не единым инвентарным объектом.
При принятии решения об учете приобретенных объектов в качестве отдельных инвентарных объектов профильная комиссия должна исходить прежде всего из функционального назначения объекта имущества и срока его полезного использования.
Прежде всего комиссии следует установить, может ли каждый объект игрового оборудования выполнять определенные самостоятельные функции, а также без особого ущерба как для самого оборудования, так и для основания, на котором оно установлено, быть перенесен в другое место или демонтирован. При этом срок полезного использования каждого объекта может быть различным (в частности, он зависит от материала, из которого объект изготовлен). Отметим, что на необходимость учета подобного оборудования как отдельных инвентарных объектов ранее указывало и финансовое ведомство (письма Минфина России от 11.10.2019 N 02-07-10/78244, от 21.01.2016 N 02.05-11/2535).
3. В целях отнесения расходов на тот или иной код бюджетной классификации организации бюджетной сферы руководствуются Порядками NN 85н и 209н. Выбор кодов должен осуществляться в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции (п. 3 Порядка N 209н). В свою очередь, экономическая сущность операции определяется на основании предмета договора (контракта) и первичных документов, предоставляемых контрагентами.
В соответствии с положениями Порядка N 209н расходы по благоустройству территории, находящейся в оперативном управлении учреждения, в зависимости от экономического содержания расходов, осуществляемых в целях благоустройства, следует отражать (письмо Минфина России от 13.09.2019 N 02-08-05/70775):
- приобретение (создание) НФА отражается по соответствующим статьям группы 300 "Поступление нефинансовых активов": 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов";
- расходы по оплате работ и услуг по благоустройству, формирующие капвложения, подлежат отражению по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ;
- оплата работ и услуг, произведенных в целях содержания, ремонта, обслуживания, поддержания и (или) восстановления функциональных и пользовательских характеристик уже имеющихся объектов - по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ;
- расходы, не связанные с ремонтом и не формирующие капитальные вложения, - по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Если в рамках работ по благоустройству все расходы будут формировать капитальные вложения в объекты основных средств, то расходы целесообразно будет отразить по подстатье 228 КОСГУ. Обратим внимание, что решение о применении подстатьи 228 КОСГУ будет обоснованным, если профильной комиссией будет принято решение, что все расходы по договору подлежат включению в стоимость созданных объектов благоустройства.
Если же часть расходов по решению комиссии будет отнесена на финансовый результат, то может быть принято решение об отнесении всех расходов по контракту на подстатью 226 КОСГУ. В настоящее время порядок отнесения расходов по договору подряда в случае, если часть расходов будут формировать капитальные вложения, а часть нет, Порядком N 209н не урегулирован. В то же время аналогичная ситуация урегулирована в части отражения поступлений текущего и капитального характера неделимым платежом, а также расходования средств в рамках подобных поступлений. Так, например, если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера (п. 7 Порядка N 209н). При этом именно на подстатью 226 КОСГУ относятся расходы на оплату прочих работ не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств (п. 10.2.6 Порядка N 209н). Информация об элементах благоустройства, которые не учитываются в качестве самостоятельных объектов, указывается в Инвентарной карточке (ф. 0504031) земельного участка.
Вместе с тем статья 421 ГК РФ устанавливает свободу договора. Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договоров поставки, возмездного оказания услуг и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Причем заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не должно служить основанием для отражения всех расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ.
Таким образом, если заключенный договор (контракт) на благоустройство территории будет содержать все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может рассматриваться как смешанный. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда. Отметим, что такой подход должен подтверждаться и порядком документального оформления результатов исполнения обязательств - по результатам осуществления поставки, как правило, оформляется товарная накладная, а приемка результатов работ осуществляется по акту выполненных работ (оказанных услуг).
В случае заключения смешанного договора расходы по нему казенному учреждению целесообразно будет отнести на соответствующие подстатьи КОСГУ в следующем порядке:
- на статью 310 и подстатью 228 КОСГУ (при условии, что расходы на благоустройство полностью будут отнесены на первоначальную стоимость основных средств);
- на статью 310 и подстатью 226 КОСГУ (если расходы на благоустройство не в полном объеме (частично) будут формировать стоимость малых архитектурных форм).
Относительно применения КВР отметим следующее.
Если малые архитектурные формы не являются объектами капитального строительства, то затраты на работы по их установке (устройству) не следует относить на элемент вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 04.10.2019 N 02-05-11/76518). Использование КВР 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" также неверно, потому что работы в рамках благоустройства территории не тождественны работам по капитальному ремонту объекта.
Поэтому независимо от того, будут ли работы по благоустройству рассматриваться как создание новых объектов (МАФов) или просто как благоустройство территории, расходы на эти работы могут быть отнесены на КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

26 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.