Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение (областное учреждение) является заказчиком по строительству объектов за счет средств бюджета. Для строительства объекта дошкольного образования в 2020 году заказчику предоставлен земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования. Право собственности на данный земельный участок принадлежит городу (муниципальная собственность). Получение земельного участка отражено по Дебету счета 0 103 11 330 Кредиту счета 0 401 10 195. По завершении строительства объекта право постоянного бессрочного пользования прекращено в установленном законом порядке. Заказчик возвращает земельный участок в муниципальную собственность, отражает обратной проводкой по Дебету счета 1 401 10 195 и Кредиту счета 1 103 11 430. Какой КБК, а именно в 15-17 разрядах счета, нужно применить при возврате земельного участка, по которому прекращено право постоянного бессрочного пользования?

Казенное учреждение (областное учреждение) является заказчиком по строительству объектов за счет средств бюджета. Для строительства объекта дошкольного образования в 2020 году заказчику предоставлен земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования. Право собственности на данный земельный участок принадлежит городу (муниципальная собственность). Получение земельного участка отражено по Дебету счета 0 103 11 330 Кредиту счета 0 401 10 195. По завершении строительства объекта право постоянного бессрочного пользования прекращено в установленном законом порядке. Заказчик возвращает земельный участок в муниципальную собственность, отражает обратной проводкой по Дебету счета 1 401 10 195 и Кредиту счета 1 103 11 430. Какой КБК, а именно в 15-17 разрядах счета, нужно применить при возврате земельного участка, по которому прекращено право постоянного бессрочного пользования?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача земельного участка в рассматриваемой ситуации осуществляется между казенным учреждением субъекта РФ и органом местного самоуправления, осуществляющим функции по управлению муниципальным имуществом в сфере земельных отношений. Соответственно, осуществляются межбюджетные расчеты между участниками бюджетного процесса.
При отражении в бюджетном учете казенного учреждения возврата (изъятия) земельных участков, право на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации прекращено, с применением счета 1 401 10 195, передающая сторона в 15-17 разрядах номера счета 1 401 10 195 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора" отражает подстатью 196 "Безвозмездные межбюджетные неденежные поступления" аналитической группы подвида доходов бюджетов.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 21 Инструкции N 157н и п. 2 Инструкции N 162н при формировании 1-17 разрядов номера счета Плана счетов бюджетного учета в казенных учреждениях используются 4-20 разряды кодов бюджетной классификации РФ, применяемых для составления и исполнения бюджетов в текущем (отчетном) финансовом году, в соответствии с Приложением к Инструкции N 162н, если иное не предусмотрено Инструкцией N 162н.
Согласно приложению к Инструкции N 162н в 1-17 разрядах номера счета 1 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" (кроме доходов от операций с источниками финансирования дефицита бюджета) отражается код классификации доходов бюджетов.
При определении кода классификации доходов бюджетов (далее - КДБ) учреждению следует руководствоваться Порядком N 85н. Коды видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов, которые применяются в 2022 году, содержатся в Приложении N 1 к приказу Минфина России от 08.06.2021 N 75н.
Расчеты между учреждениями, созданными разными публично-правовыми образованиями, относятся к межбюджетным расчетам. Передача земельного участка в рассматриваемой ситуации осуществляется между казенным учреждением субъекта РФ и органом местного самоуправления, осуществляющим функции по управлению муниципальным имуществом в сфере земельных отношений (далее - уполномоченный орган). Соответственно, осуществляются межбюджетные неденежные расчеты между участниками бюджетного процесса.
В соответствии с п. 14 Порядка N 85н отражение в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации неденежных поступлений осуществляется по соответствующим подстатьям, элементам доходов кода вида доходов бюджетов 000 2 07 10000 00 0000 190 "Безвозмездные неденежные поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации". Таким образом, при формировании расчетов по межбюджетным передачам в 1-17 разрядах номера счета 1 401 10 195 следует отразить КДБ группы доходов 2 07 "Прочие безвозмездные поступления", соответствующий бюджету бюджетной системы РФ. Причем соответствующий уровню бюджета КДБ 2 07 10000 00 0000 190 применяется как передающей стороной - казенным учреждением, так и принимающей стороной - уполномоченным органом (смотрите Таблицу соответствия кодов классификации доходов и статей (подстатей) КОСГУ..., Контрольные соотношения ФК). При выборе подстатьи статьи 190 "Безвозмездные неденежные поступления" аналитической группы подвида доходов бюджетов следует руководствоваться п. 12.1.8 Порядка N 85н. В рассматриваемой ситуации стороны расчетов являются участниками бюджетного процесса - получателями бюджетных средств разных публично-правовых образований (ПБС субъекта РФ и местного бюджета). Согласно с пп. 12.1.8.6 Порядка N 85н безвозмездные неденежные поступления между учреждениями, созданными разными публично-правовыми образованиями, в части неденежных поступлений от ПБС относятся на подстатью 196 "Безвозмездные межбюджетные неденежные поступления" аналитической группы подвида доходов бюджетов.
Таким образом, при отражении в бюджетном учете казенного учреждения субъекта РФ возврата (изъятия) земельных участков, право на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации прекращено, с применением счета 1 401 10 195, передающая сторона применяет КДБ 000 2 07 10020 02 0000 196 "Безвозмездные межбюджетные неденежные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации" с отражением в 15-17 разрядах номера счета 1 401 10 195 подстатьи 196.
Дополнительно сообщаем.
Инструкцией N 162н предусмотрено два варианта отражения в учете казенного учреждения выбытия земельного участка с балансового учета (письмо Минфина России от 24.12.2019 N 02-06-10/101228).:
1) безвозмездная передача объектов непроизведенных активов, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 1 304 04 330, 1 401 20 28Х, 1 401 20 25Х в корреспонденции с кредитом счета 1 103 11 430 (абзац 2 п. 17 Инструкции N 162н);
2) возврат (изъятие) земельных участков, в том числе расположенных под объектами недвижимости, право на которые в соответствии с законодательством РФ прекращено, отражается по Дебету счета 1 401 10 195 и Кредиту счета 1 103 11 430 (абзац 6 п. 17 Инструкции N 162н).
Выбытие земельного участка с балансового учета казенного учреждения отражается по факту прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (п. 36 Инструкции N 157н, п. 1 ст. 131 ГК РФ, подп. "в" и "г" п. 45 Стандарта "Непроизведенные активы").
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком содержатся в ст. 45 Земельного кодекса РФ. Так, земельный участок может быть возвращен (передан) в казну или закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за другим учреждением (новым землепользователем) с оформлением решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком уполномоченным органом. Также право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть прекращено принудительно (п. 2 ст. 45 ЗК РФ). В этом случае прекращение права осуществляется в соответствии с правилами изъятия земельного участка, предусмотренными статьей 54 ЗК РФ (п. 3 ст. 45 ЗК РФ). Кроме того, порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд по основаниям, предусмотренным ст. 49 ЗК РФ, определен главой VII.1 ЗК РФ. В случае принудительного прекращения права в результате изъятия земельного участка уполномоченным органом принимается решение об изъятии.
Таким образом, возврат в казну ранее предоставленного земельного участка в любом случае связан с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования, но порядок оформления регистрации прекращения права зависит от причины такого возврата.
По нашему мнению, возврат земельных участков в казну, право на которые прекращено в установленном порядке согласно решению о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, принятому уполномоченным органом, следует отражать в учете казенного учреждения в порядке безвозмездной передачи по Дебету счета 1 401 20 281, 1 401 20 254 согласно абзацу 2 п. 17 Инструкции N 162н. В свою очередь, возврат земельного участка в казну в принудительном порядке в результате возникновения оснований для изъятия земельного участка отражается по Дебету счета 1 401 10 195 в соответствии с абзацем 6 п. 17 Инструкции N 162н. Такой подход позволяет разграничить причины возврата в зависимости от документального оформления регистрации прекращения права, а также обеспечивает консолидацию взаимосвязанных показателей по движению нефинансовых активов внутри сектора гоуправления в общем порядке.
Вместе с тем рекомендуем согласовать выбор корреспонденции счетов для отражения в учете возврата земельного участка в казну с финансовым органом субъекта РФ, который является субъектом консолидированной отчетности и осуществляет процедуры консолидации, в том числе исключение взаимосвязанных показателей по движению имущества между учреждениями субъекта РФ и учреждениями, созданными муниципальными образованиями, входящими в состав субъекта РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна

Ответ прошел контроль качества

16 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.