Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По какому КВР (243 или 244) следует отразить расходы на мероприятия, связанные с проведением ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия регионального значения?

По какому КВР (243 или 244) следует отразить расходы на мероприятия, связанные с проведением ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия регионального значения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, расходы на мероприятия, связанные с проведением ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия регионального значения, целесообразно отражать по КВР 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".

Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие элементы видов расходов бюджетной классификации, организации бюджетной сферы руководствуются положениями Порядка N 85н, исходя из экономического содержания хозяйственной операции.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ (далее - Закон N 73-ФЗ).
Объектами культурного наследия (далее - ОКН) называют памятники культуры и истории. Это здания и сооружения, а также связанные с ними предметы материальной культуры, создание которых связано с определенными историческими событиями. Они представляют ценность для археологии, истории, градостроительства, искусства, архитектуры, антропологии, эстетики, этнологии и других областей науки, выступают как свидетельства цивилизаций и эпох, подлинные источники сведений о процессах зарождения и развития человеческой культуры.
Согласно п. 1 ст. 48 Закона N 73-ФЗ ОКН независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Ремонтно-реставрационные работы - это работы, направленные на сохранение ОКН, в том числе консервация ОКН, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление ОКН для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство, технический и авторский надзор (подп. 3.1.10 п. 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55528-2013, утвержденного приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 593-ст).
Согласно прямой норме п. 48.2.4.3 Порядка N 85н расходы по капитальному ремонту, а также реставрации государственного (муниципального) имущества отражаются с применением элемента вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества". Причем исключений для объектов культурного наследия данная норма не содержит (в отношении прошлых периодов смотрите, в частности, письма Минфина России от 17.10.2019 N 02-05-10/80023, от 15.08.2014 N 02-05-11/40969).
В то же время расходы на текущий ремонт отражаются с применением КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (смотрите также, к примеру, письмо Минфина России от 20.07.2020 N 02-05-05/63282). Однако в описании КВР 244 не поименованы расходы на реставрацию имущества.
Совместного понятия "ремонтно-реставрационные работы" не отражено ни по КВР 243, ни по КВР 244. Вместе с тем анализ некоторых документов показывает, что в определенных случаях определение "реставрация" отождествляется с понятием "капитальный ремонт" (смотрите, к примеру, Отчет о результатах контрольного мероприятия). В других, наоборот, говорится о том, что в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ определение "капитальный ремонт" не предусмотрено и не применимо к ОКН. Вместе с тем согласно ст. 40 Закона N 73-ФЗ к работам на ОКН применяются термины - консервация, ремонтно-реставрационные работы, ремонт, реставрация, приспособление для современного использования и прочий комплекс строительно-технологических мероприятий, регулярно проводимых через определенные промежутки времени в целях сохранения объекта (смотрите решение УФАС по Санкт-Петербургу от 23.06.2020).
На наш взгляд, с учетом п. 48.2.4.3 Порядка N 85н совокупность вышеуказанных норм и документов позволяет предположить, что расходы на мероприятия, связанные с проведением ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия регионального значения, целесообразно отражать по КВР 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

1 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.